8 августа 1943 года на вооружение Красной армии был принят тяжелый танк КВ-85.
КВ-85 стал последним серийным представителем в линейке КВ (аббревиатура КВ расшифровывается «Клим Ворошилов» (Климент Ефремович Ворошилов - советский военный и государственный, один из первых Маршалов Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда) - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1940-1943 гг. Индекс «85» означает калибр основного вооружения машины).
Танк создавался в кратчайшие сроки, производился недолго и, как результат, - в период с августа по октябрь 1943 года было построено 148 танков. Однако, даже в малом количестве, КВ-85 стал важным переходным образцом в отечественном танкостроении того времени и серьёзной угрозой врагу.
Танк КВ-85, лето 1943 г.
(источник фотоматериала)
Причина появления КВ-85 схожа с причиной появления СУ-85, что неудивительно, ведь они создавались в один и тот же период. После анализа тактико-технических характеристик танков фашисткой Германии (особенно Pz.V «Пантера» и Pz. VI «Тигр»), а также опытных испытаний трофейного «Тигра» стало понятно, что для Советской армии необходимо наличие техники, обладающей 85 мм пушкой (до этого большая часть имела 76 мм орудия).
Предшественником КВ-85 стал КВ-1с (модернизированный танк КВ-1, основной целью модернизации которого было уменьшение общей массы, повышение скорости, надёжности при эксплуатации и доработка неудовлетворительной эргономики рабочих мест экипажа), который для модернизации не подошел, так как Главное бронетанковое управление и Народный комиссариат танковой промышленности еще до выдвижения вопроса о модернизации орудий постановили прекратить производство КВ-1с с целью перехода на ИС-1, который должен был открыть новую веху тяжелых танков для армии.
Однако сам ИС-1 на тот момент был ещё недостаточно проработанным проектом, а тяжелый танк для ответа немецким разработкам требовался как можно быстрее. Таким образом, согласно постановлению Государственного комитета обороны (ГКО) от 5 мая 1943 года №3289 «Об усилении артиллерийского вооружения танков и самоходных установок», на базе предыдущих модификаций была начата разработка нового танка.
«Объект 239», Челябинск, июль 1943 г.
(источник фотоматериала)
Производство тяжелого танка предполагалось на базе ЧКЗ (ныне Челябинский тракторный завод), получивший прозвище «Танкоград», так как сюда же были эвакуированы ещё семь танковых заводов. Активнейшее участие в разработке КВ-85 приняло предприятие из Кирова, в то время сам ЧКЗ носил название «Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске».
В силу того, что ключевые изменения касались установки нового орудия, именно его разработка была основным объектом проектирования. Создание и внедрение новой пушки проводились на конкурсной основе. В числе главных кандидатов традиционно присутствовало Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) под руководством Грабина В.Г., вторым же вариантом стало конструкторское бюро Петрова Ф.Ф. от завода № 9 (ныне - акционерное общество «Завод № 9»).
Стоит отметить, что группы конструкторов избрали диаметрально противоположные подходы. Более того, каждая из них была уверена, что для выполнения поставленной задачи необходимо использовать именно их версию. Суть проблемы крылась, конечно, во взглядах на проектирование орудия.
Испытания «Объекта 239» на Гороховецком АНИОП, август 1943 г.
(источник фотоматериала)
ЦАКБ важным аспектом проектирования видело минимизацию изменений в части шасси, что позволяло ускорить вывод танков в серию. Решение группы Грабина В.Г. было таким, каким ему следовало быть в предложенных обстоятельствах - простым, но эффективным. Центральное бюро на базе 76 мм пушки от ЗИС-5 разработало новый вариант - 85 мм пушку С-31. Фактически на люльку просто накладывалась серийное 85 мм орудие, что позволяло оставить штатную башню от КВ-1с, как изначально и указывалось втехническом задании.
У КБ завода № 9 был совершенно иной взгляд на поставленную задачу. Специалисты группы Петрова Ф.Ф. были уверены в необходимости конструктивно нового решения, которые можно было бы использовать после и в ИС-1 (советский тяжёлый танк периода Второй мировой войны. Аббревиатура «ИС» означает «Иосиф Сталин» - официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг.). Не боялись здесь, и менять шасси сразу обоих танков, дабы не сталкиваться с этим вопросом позднее при работе с ИС-1.
Танк КВ-85 выпуска 1943 года перед испытанием, 1943 г.
(источник фотоматериала)
Конструкторам сразу стало ясно, что текущая башня для нового орудия не подойдет. Разработанная пушка Д-7, которую позже обозначили как Д-5Т-85, предполагала увеличение диаметра погона башни. Причем изменение было существенным: при начальном размере в 1535 мм, требуемый диаметр составлял целых 1800 мм - это означало, что конструкция нуждается в серьезных изменениях, и использование штатной, пусть и немного модифицированной башни затруднено.
Как упоминалось, такой подход приводил не только к изменениям башни, но и к серьезной модернизации шасси. Однако, ЧКЗ под руководством главного конструктора Жозефа Яковлевича Котина (советский учёный и конструктор танков и тракторов, Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР) и завод №100 (ныне - Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения), также занимающийся танком КВ-85, к таким изменениям были готовы. Более того, здесь имели схожие с заводом № 9 взгляды - проектировать две разные башни (башня ИС-1 по задумке имела ряд отличий от аналогичной конструкции КВ-1с), имея лишь одно потенциальное орудие, не имело смысла.
Помимо описанных изменений был и ряд других: топливные баки перемещались в носовую часть корпуса, улучшалась подбашенная коробка, рация была установлена в башне, и что особенно важно, итоговая масса танка возросла до 46 тонн. Вел проект инженер Балжи М.Ф.(конструктор танков и тракторов, автор проекта тяжелого танка «ИС-3», лауреат Сталинской премии), который и представил эскизный проект к 22 мая 1943 года. Вариант машины получил обозначение «Объект 239».
Испытания показали, что опытный образец с пушкой Д-5Т-85, в отличие от версии КВ-85Г с пушкой С-31, создавал меньше вибраций, не имел габаритных уравновешивающих грузов, и обладал гораздо большей надежностью. В итоге - ставка была сделана именно на надежность и дальнейшее развитие тяжелых танков, а не на текущее решение проблемы, которое было предложено ЦАКБ.
Танк КВ-85
(источник фотоматериала)
Сроком изготовления первого экземпляра «Объект 239» было назначено 25 июня 1943 года. Однако, ввиду невероятных объемов работ на обоих заводах (ЧКЗ и № 100) задачи, касающиеся этой машины, постоянно откладывались. Связано это было с тем, что в то же время всё внимание было обращено на самую перспективную разработку того периода - «Объект 237», который впоследствии был принят в качестве танка ИС-3. Как итог, «Объект 239» был готов только к середине июля 1943 года.
А уже 8 августа 1943 года Сталиным И.В. было подписано постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». Причем уже в августе ожидалась первая партия из 25 танков.
Конечно, обойтись без испытаний КВ-85 совсем было нельзя и в 20-х числах августа на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП) прошел завершающий их этап. Ход событий стал полной победой конструкторской мысли завода № 9 над ЦАКБ. «Объект 239» с пушкой Д-5Т-85 превосходил «Объект 237», которому досталась С-31.
В результате Красная армия получила танк с неоднозначными характеристиками. Имея массу в 46 тонн, он был заметно медленнее аналогов, имел невысокий запас хода в 330 км и достаточно среднее бронирование. И тем не менее, поставленная задача была выполнена - на фронте наконец появился тяжелый танк нужного профиля.
Танк КВ-85
(источник фотоматериала)
Несмотря на то, что разработка КВ-85 и ИС-1 фактически велась параллельно, считается, что именно КВ-85 заимствовал башню у ИС-1. Этот факт подтверждает, что бывший «Объект 239» действительно явился переходным танком.
Однако, все эти обстоятельства не способствовали более быстрому и качественному производству, как ожидалось. Еще в августе 1943 года возникли проблемы: завод № 200 (впоследствии Станкомаш - крупное машиностроительное предприятие СССР и России, расположенное в городе Челябинске) начал поставлять корпуса и башни только в последнюю неделю месяца, а завод № 9 еще сильнее оттянул сроки, большая часть пушек была поставлена лишь 30 и 31 августа.
Таким образом, к 31 августа для эксплуатации были готовы только 16 машин, но уже в сентябре их пришлось доработать, и лишь к концу сентября производство было налажено, и танки отправились на фронт.
Последние месяцы 1943 и начало 1944 годов были основными в «карьере» КВ-85. По началу, проявляя себя немного неуверенно, машина постепенно набирала ход и в итоге, по воспоминаниям советских танкистов, стала серьезным оружием в борьбе с танковой техникой врага, и, особенно «Тиграми».
КВ-85 в Крыму. 1452-й самоходный артиллерийский полк, май 1944 г.
(источник фотоматериала)
Считается, что чаще всего успех использования танка определялся не столько характеристиками (КВ-85 всё же был менее защищен, чем «Тигр» и обладал меньшей пробивной мощью), сколько именно выучкой экипажа.
За месяцы активного существования КВ-85 принял непосредственное участие в боях на территории УССР, весной 1944 года был в составе частей, освобождающих Крым.
Производство танка закончилось также резко, как и началось. Постановлением ГКО № 4043 от 4 сентября 1943 года на вооружение наконец приняли ИС-1 (ИС-85). Однако, запуск производства состоялся только в октябре. С этого же момента было прекращено производство КВ-85.
Из-за малого количества произведенных КВ-85, после освобождения Крыма к лету 1944 года этих танков практически не осталось на фронте.
«Объект 239» на постаменте, г. Санкт-Петербург
(источник фотоматериала)
До наших дней не сохранилось ни одного принимавшего участия в боях КВ-85. Все посланные на фронт машины были безвозвратно потеряны или списаны в 1944-1945 годах. На сегодняшний день наработки можно увидеть лишь в Санкт-Петербурге, где на постаменте установлен опытный образец «Объект 239».
Советник РАРАН
В.В. Истомин