Спирин Иван Тимофеевич родился 9 августа 1898 года в городе Коломне Московской губернии (ныне - Московской области). Детство провёл в селе Нижнем Хорошове Коломенского уезда.
До направления Коломенским военкоматом в 1918 году в Красную армию Иван Тимофеевич работал ремонтным и подсобным рабочим на станции Голутвин (исторически сложившееся название района города Коломны, прилегающего к железнодорожной станции).
Участвовал Спирин И.Т. в Гражданской войне красноармейцем 9-го стрелкового полка (Рязань, затем Южный фронт), в дальнейшем воевал против конницы генерала Мамонтова К.К. и войск Деникина А.И. С ноября 1919 года Иван Тимофеевич в ВВС - красноармеец эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец».
Иван Тимофеевич Спирин
(источник фотоматериала)
С 1920 года Иван Тимофеевич служил аэрологом 2-го боевого отряда эскадры тяжёлых кораблей «Илья Муромец», старшим делопроизводителем, начальником технической части боевого порядка, временно исполняющим обязанности военкома и командира 2-го боевого порядка дивизиона воздушных кораблей на Западном фронте, воевал против польских войск.
Двумя годами позже Спирин И.Т. назначается заведующим технического склада, а затем начальником технической части научно-опытного аэродрома в Москве. В 1924 году Иван Тимофеевич заканчивает экстерном школу летчиков-наблюдателей (летнабов) в Москве.
Иван Тимофеевич Спирин
(источник фотоматериала)
Иван Тимофеевич с октября 1924 года по сентябрь 1938 года проходил службу в НИИ ВВС РККА (с небольшими перерывами): старший летнаб аэронавигационного отделения, инструктор - летнаб, заместитель начальника штурманского отдела. Эти годы службы для Спирина И.Т. стали весьма плодотворными.
Так в 1925 году Иван Тимофеевич совершает первый полёт вне видимости земных ориентиров - по приборам и штурманским расчётам по маршруту Москва - Коломна, а чуть позже перелёт из Москвы в Пекин.
Товарищ Сталин И.В. целует участника экспедиции товарища Спирина И.Т.
(источник фотоматериала)
Через два года Спирин И.Т. участвует в большом европейском перелёте, а в 1929 году разыскивает потерпевших аварию американцев в Арктике.
Во время службы Иван Тимофеевич обучался в 1-й Качинской военной школе лётчиков имени А.Ф. Мясникова (позже - Качинское Краснознамённое военное авиационное училище лётчиков имени А.Ф. Мясникова, расформированное в 1997 году), которую успешно заканчивает в 1930 году.
В сентябре 1930 года Спирин И.Т. на самолётах Р-5 (многоцелевой одномоторный самолёт-биплан, использовался в СССР как разведчик, лёгкий бомбардировщик и штурмовик до начала 1940-х годов) участвует в групповом полёте по маршруту: «Москва - Севастополь - Анкара - Тбилиси - Тегеран - Термез - Кабул - Ташкент - Оренбург - Москва». За 61 час 30 минут лётного времени было преодолено 10500 километров. Все шесть участников этого перелёта были награждены орденами Красной Звезды, в том числе и Иван Тимофеевич.
По прошествии четырех лет экипаж в составе командира Громова М.М., инженера Филина А.И. и штурмана Спирина И.Т. на одномоторном самолёте АНТ-25, совершили рекордный по дальности (мировой рекорд дальности - 12411 км) и продолжительности (всесоюзный рекорд продолжительности - 75 часов) перелёт по замкнутому маршруту: «Москва - Рязань - Харьков».
Иван Тимофеевич Спирин с коллегами
(источник фотоматериала)
В январе 1935 года Спирин И.Т. назначен на должность флагманского штурмана ВВС РККА, начальник 4-го отделения 1-го отдела Управления ВВС РККА. Годом позже Иван Тимофеевич становится командиром и военкомом НИИ ВВС РККА, а с декабря 1936 года - флагманским штурманом экспедиций.
В дальнейшем, Иван Тимофеевич продолжает активно участвовать в экспедициях и 1937 году начальник аэронавигационного сектора НИИ ВВС комбриг Спирин И.Т. назначен флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс.
Полёт, начавшийся с Московского центрального аэродрома 22 марта, проходил в сложнейших метеорологических условиях и был успешно закончен 21 мая посадкой на льдину после того, как Иван Тимофеевич, сделав все необходимые расчёты, заявил: «Под нами полюс!».
Через несколько дней на лёд опустились ещё три самолёта экспедиции, и после оборудования лагеря началась работа первой в истории дрейфующей научной станции. Более двух недель провели экипажи на этой льдине, прежде чем возвратиться обратно на о.Рудольфа (остров в Северном Ледовитом океане, самый северный из островов Земли Франца-Иосифа), а четвёрка отважных исследователей во главе с Папаниным И.Д. еще 274 дня дрейфовала в Северном Ледовитом океане, занимаясь исследовательской работой.
Спирин И.Т., Молоков В.С., Папанин И.Д., Бабушкин М.С.
(источник фотоматериала)
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 27 июня 1937 года за образцовое выполнение задания Правительства и героизм участников Северной экспедиции, достигшей Северного полюса и основавшей полярную станцию на дрейфующем льду у полюса, Ивану Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
С сентября 1938 года доктор географических наук профессор Спирин И.Т. проходит службу в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского в должности начальника факультета авиаштурманов.
Позже Иван Тимофеевич принимал участие в Советско-финской войне 1939 - 1940 годов, командовал боевой авиационной группой дальнего действия (140 самолётов) в составе ВВС 9-й армии. Лично Спириным И.Т. выполнено два дальних боевых вылета на уничтожение объектов противника и несколько вылетов на бомбардировку его прифронтовой полосы.
В 1940 году Ивану Тимофеевичу присвоено звание генерал-майора авиации, и он назначен начальником 2-й Ивановской высшей школы штурманов (сформирована на основе Приказа НКО СССР № 0052 от 18.09.1940 г. на аэродроме Иваново-Северный на базе 165-го резервного авиационного полка).
В начале Великой Отечественной войны Спирин И.Т. командир авиационной группы (около 200 самолётов) дальнего действия по обороне Москвы - участвовал в обороне Москвы и нанесении бомбовых ударов по тылам противника.
Иван Тимофеевич Спирин
(источник фотоматериала)
С марта 1942 года Иван Тимофеевич начальник Высшей офицерской школы ночных экипажей дальней авиации, размещённой в Средней Азии. За время войны школой было выпущено около 1000 экипажей, а это около 4000 человек лётного состава различных специальностей.
Мемориальная доска в честь Ивана Тимофеевича Спирина
(источник фотоматериала)
Двумя годами спустя Спирин И.Т. назначается на должность командира 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии Ставки ВГК. Под командованием Ивана Тимофеевича выполнялись специальные задания по перевозке людей и грузов с тыловых баз на передовые аэродромы войск 1, 2, 3-го Белорусского и 1, 2, 3-го Украинского фронтов, некоторые части корпуса при перевооружении на новые типы самолётов были подготовлены к боевым действиям ночью и в сложных метеоусловиях.
За проявленные мужество, умелое руководство авиационными частями и соединениями Спирин И.Т. был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
После окончания войны и до апреля 1948 года Иван Тимофеевич снова начальник Ивановской высшей школы штурманов.
Позже Спирин И.Т. оканчивает Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова и в 1949 году назначается начальником специального отделения (позже - специального факультета) Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
В отставку в 1955 году Иван Тимофеевич уходит с должности заместителя начальника штурманского факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
После окончания службы Спирин И.Т. работал начальником отдела авиации Антарктического института Академии наук СССР, а также до 1960 года три года начальником военной кафедры МФТИ (ныне - Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет).
Всего за период авиационной работы Иван Тимофеевич имел налёт свыше 9000 часов, пять раз попадал в авиационные катастрофы, но оставался жив.
Спирин И.Т. награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Трудового Красного Знамени и различными медалями.
Иван Тимофеевич жил в Москве, умер 4 ноября 1960 года и похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Памятник на могиле Ивана Тимофеевича Спирина
(источник фотоматериала)
Именем Спирина Ивана Тимофеевича названы улицы в Коломне, Москве и Кагуле (Молдавия).
В Коломне в Мемориальном парке установлен бюст Спирина И.Т.
Советник РАРАН
В.В. Истомин