Алексей Николаевич Крылов родился 15 августа 1863 года в семье артиллерийского офицера в селе Висяга Алатырского уезда, Симбирской губернии (ныне - село Крылово (названо в его честь) Чувашская Республика). Примечательно, что семья будущего кораблестроителя непосредственно повлияла на его судьбу.
Отец Крылова А.Н. был офицером, участником Крымской войны 1855-1856 гг., а дед участвовал в Отечественной войне 1812 года (в Бородинской битве и взятии Парижа), имел наградное оружие и ордена.
Пусть Алексею Николаевичу и было суждено стать военным, сторона матери с детства прививала ему тягу к науке и инженерии. Из старинного рода Ляпуновых впоследствии вышло множество известных деятелей науки и творчества.
Николай Александрович Крылов и Софья Викторовна Ляпунова с Крыловым А.Н. на руках, 1866 г.
(Источник фотоматериала)
Когда Алексею Николаевичу было девять, отец перевозит семью в Марсель. Здесь Крылов А.Н. учился в частном пансионе, получая первые представления об арифметике. Вернувшись в Россию, будущий ученый часто менял школы, так как деятельность отца не позволяла иметь постоянное место жительства.
Так продолжалось до тех пор, пока семья не оказалась в Севастополе. Юный Алексей Николаевич, впечатленный героизмом наших моряков в Русско-Турецкой войне (1877-1878 гг.) в 1878 году поступает в Петербургское морское училище. Здесь помимо блестящего освоения программы Крылов А.Н. постигает передовые идеи математики того времени, занимаясь со своим дядей, Александром Михайловичем Ляпуновым (русский математик и механик, основоположник теории устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, также работал в области дифференциальных уравнений и гидродинамики) учеником знаменитого русского математика Чебышева П.Л. (русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук и ещё двадцати четырех академий мира).
Курсант Морского училища А.Н. Крылов, 1882 год
(Источник фотоматериала)
Окончив в 1884 году Петербургское морское училище, Алексей Николаевич получил звание мичмана и отправился работать в группу Коллонга И.П. в Главное гидрографическое управление. Работая над вопросами девиации компаса (отклонения показании магнитного компаса вследствие распределения больших масс железа судна), Крылов А.Н. вместе со своим руководителем заметно преуспели в вопросах устранения девиации, что сделало отечественное компасное дело едва ли не первым в мире.
Изучая корабли для работ по девиации, Алексей Николаевич находит для себя ещё целый ряд вопросов для исследований. Уже в 1887 году, чувствуя необходимость расширения профессиональной области, Крылов А.Н. переводится на Франко-русский завод, а годом позже зачисляется в Морскую академию (ныне - Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»).
После выпуска из академии, в 1890 году, Алексей Николаевич с новыми силами окунается в научную деятельность. Помимо старта преподавательской карьеры в 1892 году в этой же академии, ученый принимается за развитие и оптимизацию науки кораблестроения как таковой.
Первым серьезным результатом стала статья на тему: «Новый метод вычисления элементов корабля», выпущенная в 1893 году. Статья была не просто современной, заложенные в ней принципы очень скоро стали фундаментальными и применимы по сей день. Суть работы заключалась в новом подходе в произведении расчетов: Крылов А.Н. заметил, что большинство вычислений завязаны на неудобные схемы с неправдоподобной точностью (до 12 значащих цифр). Отказавшись от такого «хвоста» и оставив лишь 3 (точность которых можно было аргументировать), Алексей Николаевич пошёл дальше и изменил сам подход, вводя новые формулы приближенного интегрирования, ранее предложенные как раз Чебышевым П.Л. Предложения позволили сократить кораблестроительные расчеты до 97% в отдельных случаях.
В 1898 году Крылов А.Н. представил две статьи, которые оказались революционными не только в отечественном, но и в мировом кораблестроении. Статьи прославили Алексея Николаевича на весь мир, а их материал позднее был включен в большинство программ судостроительных школ по всему миру.
Первая статья Алексея Николаевича касалась поведения корабля в различных условиях и при любом уровне волнения. Это не только позволяло уточнить возможности существующих кораблей, но и определить мореходные характеристики проектируемых судов заранее, ещё до ввода в эксплуатацию.
Во второй работе Крыловым А.Н. были рассмотрены вопросы силового воздействия на корабль при различных параметрах качки. Данный труд позволял подробно рассмотреть прочностные характеристики корабля и откорректировать их заранее под определенные задачи.
Капитан Крылов А.Н., 1898 год
(Источник фотоматериала)
В 1900 году с назначения заведующим Опытового бассейна Морского ведомства начинается «погружение» Алексея Николаевича в отдельные вопросы военно-морского кораблестроения. Здесь же, после ремонта бассейна, ученый знакомится с адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым (русский военно-морской деятель, герой Русско-японской войны, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал, изобретатель минного транспорта, разработчик теории непотопляемости и русской семафорной азбуки, пионер использования ледоколов), который в результате окажет сильное влияние на взгляды Крылова А.Н. о принципах проектирования судов (впервые серьезно исследуется вопрос непотопляемости).
Помимо рассмотрения общих вопросов устойчивости, вибраций и колебаний, Алексей Николаевич стал уделять внимание и вопросу действий при получении пробоин. В первую очередь необходимо было представить комплексную систему расстановки перегородок и соответственного деления на отсеки. В таком случае (этот принцип был уже не нов и предложен Макаровым С.О. на 30 лет ранее), при пробитии можно было откачивать воду из определенного отсека.
Разобрав принципы соответствия модельных испытаний в бассейне реальным испытаниям судов, Крылов А.Н. углубился в задачу. После не только численно, но и опытным путем он подтвердил, казалось бы, нелогичную теорию: при получении пробоины в одном из отсеков, часто единственным способом спасения судна становилось затопление соседних. Мысль была проста: при затоплении одного отсека корабль накреняется и теряет устойчивость, однако, если система труб переведет часть воды в другой отсек, то корабль будет выровнен.
Проблему выбора отсека Алексей Николаевич решил, составив «Таблицы непотопляемости», которые отнюдь не нашли быстрого отклика. К ним вернулись лишь после Русско-Японской войны, когда все идеи Крылова А.Н. подтвердились гибелью множества отечественных кораблей.
В 1908 году Алексей Николаевич назначен главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета. Тем самым он фактически возглавлял кораблестроение всей страны.
А.Н. Крылов, 1910-е
(Источник фотоматериала)
В это же время Крыловым А.Н. ведется активная деятельность по проекту первых русских линкоров типа «Севастополь». Линкор-дредноут представлял собой новое поколения военных артиллерийских кораблей, призванными стать передовыми суднами флота.
Алексей Николаевич не просто курировал процесс проектирования, а он лично работал над конструкциями и нововведениями, среди которых: обшивка, килевая балка, стали повышенного сопротивления и т.д.
Линкор-дредноут «Севастополь» позднее будет участником Первой мировой войны, Великой отечественной войны, в частности обороны Севастополя и только в 1956 году исключен из состава ВМФ СССР.
«Севастополь», 1920-е
(Источник фотоматериала)
В дальнейшем Крылов А.Н. ведет масштабную деятельность на различных постах, однако не уходит от практики. Продолжая работы по «Севастополю» и решая другие вопросы военно-морского кораблестроения, Алексей Николаевич последовательно становится председателем правительственного правления Путиловских заводов, руководителем Главной физической лаборатории и Главного военно-метеорологического управления, руководителем Русского общества пароходства и торговли. В 1916 году Академия наук избирает Крылова А.Н. своим действительным членом.
Уже в звании генерал-лейтенанта и академика Алексей Николаевич встречает революцию. Передав все имеющиеся корабли под контроль молодой Советской республики, Крылов А.Н. вступает в новые должности.
В 1918 году Алексей Николаевич становится консультантом особых артиллерийских опытов, а в 1919 - главой Морской академии, где прежде всего реформирует систему образования. Видя основной задачей развитие флота в любых условиях, Крылов А.Н. быстро увлекает новых учеников и продолжает подготовку специалистов в области кораблестроения.
В 1921 году Алексей Николаевич отправлен за рубеж для восстановления связей с мировым научным сообществом и поиска новых решений для морского транспорта. По возвращении в 1928-1931 годах занимает пост директора физико-математического института АН СССР.
Алексей Николаевич Крылов
(Источник фотоматериала)
В 30-е годы вновь возвращается к индивидуальным научным трудам, среди которых часто встречаются идеи его молодости, например в 1939 году выходит цикл работ «Теория девиации магнитного компаса». За этот цикл он был удостоен звания «Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР».
Последние годы своей жизни Крылов А.Н. посвятил вопросам образования: корректировал учебные планы, готовил издания трудов других ученых (например, многократно упомянутого Чебышева П.Л.), издавал статьи, переводил зарубежные статьи. В 1941 году Алексей Николаевич был удостоен Сталинской премии I степени, а в 1943 году звания Героя Социалистического труда.
Памятник на могиле А.Н. Крылова
(Источник фотоматериала)
Алексей Николаевич Крылов скончался 26 октября 1945 года и был похоронен с воинскими почестями на Литераторских мостках Волковского кладбища Ленинграда.
Советник РАРАН
В.В. Истомин