21 августа 1943 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято Постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Одним из пунктов Постановления значилось создание для детей воинов Красной армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских училищ «типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом воспитанников».
Училища создавались с целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование, а в дальнейшем на фундаменте образованных, нравственно воспитанных и физически развитых будущих офицеров осуществлять подготовку научных кадров высшей квалификации и специалистов в интересах оборонной промышленности и обеспечения национальной безопасности, которые смогут эффективно развивать системы вооружения на всех этапах их жизненного цикла.
Генералиссимус Александр Васильевич Суворов
(источник фотоматериала)
Особенную актуальность эти задачи приобрели в период Великой Отечественной войны после Курской битвы и активных действий генерал-лейтенанта А.А. Игнатьева.
Алексей Алексеевич Игнатьев
(источник фотоматериала)
Сам Алексей Алексеевич был достаточно интересной фигурой для тех лет. Потомок известного рода, граф, аристократ, офицер и военный агент (атташе) Российской империи в ряде европейских стран с 1912 года по 1917 год, в дальнейшем советник руководителя Народного комиссариата иностранных дел СССР.
17 апреля 1943 года А.А. Игнатьев пишет лично И.В. Сталину: «...Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней и школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих офицеров Красной Армии. Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, явились все же основным рассадником офицерского воспитания наших истинно военных советских людей».
Личный состав Сталинградского суворовского военного училища
(источник фотоматериала)
В ходе войны правительство не раз обращалось к истории страны с целью найти там лучшие практики, и, как было замечено А.А. Игнатьевым, необходимость в создании подобный учреждений назревала уже давно. Алексей Алексеевич был убежден, что настоящих офицеров необходимо готовить с детства, более того, тогда же, в апреле 1943 года, он отмечал, что политическая обстановка требует сохранения постоянной армии и после победы, причем плацдарм для подготовки усиления офицерских кадров, которые в последствии будут не только командовать воинскими подразделениями, но и эксплуатировать, постоянно усложняющуюся военную технику, необходимо закладывать уже сейчас.
Всё это побудило И.В. Сталина не просто рассмотреть идею А.А. Игнатьева, но и кратчайшие сроки заняться ею, практически сразу одобрив все его предложения, и даже решив масштабировать их, доработав ряд пунктов.
Постановление от 21 августа 1943 года № 901 предписывало организовать работу сразу девяти Суворовских военных училищ (словосочетание «кадетский корпус» было заменено, однако в документе фигурировало упоминание необходимости строить новые учреждения как раз по типу старых кадетских корпусов).
Также утверждались сроки, сжатые, как и любые во время войны, но требующие полной проработки плана - в период с 1 октября по 1 декабря ответственные лица должны были не только организовать набор суворовцев, но полностью подготовить учебные планы, форму и помещения, организовать работу «приготовительных классов» для ребят, не достигших возраста поступления, и, конечно, набрать воспитательский и преподающий состав.
Фрагмент проекта доклада начальника отдела Суворовских военных училищ секретарю ЦК ВКП(б), руководителю Комитета по восстановлению освобождённых районов тов. Маленкову, 5 сентября 1943 года
(источник фотоматериала)
План был выполнен точно в срок и 1 декабря Суворовские военные училища по всей стране были открыты, начался учебный год.
19 декабря 1943 года большинству открытых училищ были вручены Боевые знамена, кроме того, еще 4 сентября того же года было принято аналогичное постановление №946 о создании в городах Кутаиси и Ташкент СВУ для детей пограничников и сотрудников НКВД. А для будущих офицеров флота были созданы Нахимовские военно-морские училища, руководил инициативой адмирал флота Н.Г. Кузнецов.
Первый набор был невероятно сложным - на 3000 мест претендовало сразу 60000 ребят. В первом наборе из каждых четырех случайных воспитанников трое не имели отцов, у некоторых практически не было родственников. Среди учеников нередко встречались и те, кто не понаслышке знал, что значит сражаться с нацистами - первыми принимали тех, кого принято называть «сыновьями полка», ребята с наградами и рекомендательными письмами (в том числе лично от Маршала Советского Союза Г.К. Жукова).
Суворовцы на параде Победы, 24 июня 1945 года
(источник фотоматериала)
К 1948 году самые старшие ребята завершили подготовку и поступили в военные училища, а в 1950 году появились первые лейтенанты-суворовцы.
С тех пор порядок приема и обучения, структура и организация работы в Суворовских военных училищах регулярно видоизменялись. Однако в 1943 году в условиях ведения войны задача была выполнена, в стране появился четкий и эффективный механизм создания офицерских кадров на долгие годы вперед.
За прошедшие годы со дня создания суворовские военные училища выпустили более 130 тыс. воспитанников. Большинство из его выпускников избрали своей профессией военную службу. На этом поприще многие из них достигли значительных успехов, став продолжателями дела великого полководца А.В. Суворова.
Получив основательную подготовку, выпускники суворовских военных училищ проявили лучшие человеческие качества в различных сферах жизни страны - в военном деле, политике, науке, искусстве и т.д.
Суворовские, нахимовские и специальные военные училища и школы воспитали: 65 Героев Советского Союза, 3 Героя Социалистического труда, 52 Героя России; более 540 генералов (4 генерала армии, более 30 генерал-полковников и адмиралов, 140 генерал-лейтенантов и вице-адмиралов, около 370 генерал-майоров и контр-адмиралов); секретаря Совета безопасности России; 3 министров правительства СССР и России; 4 заместителей министра обороны; более 20 командующих войсками военных округов и их заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативного и оперативно-стратегического уровня. Среди бывших суворовцев - 3 академика РАН, академик РАМН, несколько академиков и член-корреспондентов РАРАН, около 500 докторов наук.
В ряду выдающихся личностей, окончивших суворовские и нахимовские училища, находится немало людей, которые добились самых высоких должностей и стали видными учеными, военачальниками, организаторами промышленности, направивших все свои усилия на развитие вооружения и военной техники в интересах оборонной промышленности и обеспечения национальной безопасности.
Это поколение, пришедшее на смену участникам Великой Отечественной войны, достойно несет славу своих отцов. Ни одна другая система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.
Советник РАРАН
В.В. Истомин