Александр Андреевич Свечин - видный отечественный военный теоретик, публицист и педагог первой трети ХХ века, генерал-майор Русской императорской армии и комдив Красной армии, один из немногих русских военных стратегов, признанных в мировом масштабе.
Александр Свечин родился 17 (29) августа 1878 г. в Одессе в дворянской, потомственной военной семье. Его отец - полковник Андрей Михайлович на момент рождения сына занимал должность начальника штаба 34-й пехотной дивизии. Военную службу он завершил в звании генерал-лейтенанта командиром 2-й бригады 18-й пехотной дивизии. Мать Неонилла Михайловна (урожденная Савенко) была дочерью екатеринославского помещика. С пяти до десяти лет он прожил в Чите и Хабаровске, где его отец был помощником начальника штаба военного округа.
Его старший брат Михаил Андреевич посвятил свою жизнь военной службе и с должности командующего 1-го кавалерийского корпуса в звании генерал-лейтенанта уволился в запас.
Александр также пошел по стопам отца и брата, так как еще с детских лет, - отмечал он автобиографии, - его интересы всегда увязывались с военным делом. По примеру отца и старшего брата он окончил полный семилетний курс 2-й кадетского корпуса императора Петра Великого в Санкт-Петербурге. Уже тогда преподаватели отмечали отменные способности мальчика к учебе, его интерес к военному делу, а также горячий, неуемный нрав. Унаследовав от отца горячность и склонность к критике, он, по собственному признанию, «учился отлично, вел себя буйно».
В 1895-1897 гг. Свечин учился в Михайловском артиллерийском училище (окончил два класса по 1-му разряду). Юноша отличался большими способностями в учебе, но строптивым характером. Как позже он написал в автобиографии, еще во время учебы в училище «наклонность к критике привела к столкновениям с начальством и товарищами. Я учился первым, но едва не был исключен; меня не оставили на третий курс и выпустили с пометкой - «не рекомендуется для службы в гвардии». Трудности, с которыми впоследствии пришлось постоянно сталкиваться Свечину и в жизни, и по службе наряду с превратностями того времени еще больше усугублялись его непростым характером.
Комдив А.А. Свечин
(источник фотоматериала)
В августе 1897 г. Свечина произвели в подпоручики с назначением в 46-ю (с января 1898 г. - 43-я) артиллерийскую бригаду Виленского военного округа, где он проходил службу до апреля 1900 г. в должностях помощника заведующего бригадной учебной командой и дивизионного адъютанта. На тот же период приходятся пробы пера Свечина в военной публицистике. Первые публикации молодого офицера «Итоги артиллерийского сбора в Оранах», «О влитии» артиллерии» и «Скорость огня в полевых батареях», которые он подписывал инициалами «А.С.», появились в 1899 г. в «Артиллерийском журнале». Красной линией в статьях проходило применение артиллерии в современной войне.
С октября 1900 по май 1903 г. А.А. Свечин - слушатель Николаевской академии Генерального штаба - кузницы кадров военной элиты дореволюционной России. Свечин успешно окончил оба класса и дополнительный курс Академии, «но только семнадцатым из-за критики совершенно устаревшей постановки военной статистики». Его нетерпимость к косным явлениям постановки военного дела в России еще не раз обернется ему неприятностями.
Учеба в академии привила ему прочный интерес к военной науке. Он хорошо овладел многими областями военного знания. «За успехи в науках» Свечин в мае 1903 г. произведен в штабс-капитаны и причислен к Генеральному штабу. Отбыв в июле - августе 1903 г. лагерный сбор при штабе 2-й кавалерийской дивизии Виленского военного округа (г. Сувалки), штабс-капитан Свечин приступил к двухлетнему, так называемому «цензовому» командованию ротой 3-го Финляндского стрелкового полка (г. Або). За время службы показал себя думающим, инициативным и обладающим самостоятельным мышлением офицером.
С началом Русско-японской войны 1904-1905 гг. Свечин ходатайствовал о переводе его в действующую армию. Добровольный перевод артиллериста, да еще и выпускника академии, причисленного к Генеральному штабу, в обычный стрелковый полк был весьма необычен для того времени.
Первый боевой опыт он приобрел в сражении под Тюренченом, в условиях отступления полка и русских войск в целом. С мая по октябрь 1904 г. Свечин командовал ротой. Он осознал все трудности ведения боевых действий в гористой местности, недостатки в подготовке войск и управлении ими. В октябре 1904 г. последовал его перевод в штат Генерального штаба, и с декабря 1904 по май 1905 года А.А. Свечин прикомандировали к Управлению генерал-квартирмейстера 3-й Маньчжурской армии генерал-лейтенанта М.В. Алексеева обер-офицером для поручений. В ходе Русско-японской войны он приобрел боевой опыт и опыт службы во многих звеньях действующей армии, познакомился с организацией и функционированием штабов и тыла в условиях боевых действий, что способствовало развитию военного профессионализма. Однако, очередной конфликт с начальством, вынудил генерала Алексеева приказать освидетельствовать А.А. Свечина и как нервнобольного отправить в европейскую часть России в крепость Осовец (Варшавский военный округ).
Два года на западной границе не прошли для Свечина впустую. Он продолжил военное самообразование, осмыслил и систематизировал полученный на другом краю страны боевой опыт.
В 1906 г. вышла в свет его первая книга - «Война в горах. Тактическое исследование по опыту Русско-японской войны: со многими примерами из последней кампании». С 1907 по 1912 г. последовали публикации капитальных трудов А.А. Свечина: «Война в горах» (2-е изд.), «Предрассудки и боевая действительность», «В Восточном отряде. От Ляояна к Тюренчену и обратно: марши, встречи, бои, наблюдения», «Русско-японская война 1904-1905 гг. по документальным данным труда Военно-исторической комиссии и другим источникам», «Тактические уроки Русско-японской войны», «Военные действия в Маньчжурии в 1904-1905 гг.».
Нетрудно догадаться, что ряд этих трудов Свечина, встретил ответный вал критики. Так, очередная его статья о громоздкости батарей восьми орудийного состава русской артиллерии в газете «Утро России» привела к его аресту на 30 суток по приказу лично императора Николая II.
С сентября 1907 по май 1908 г. Свечин проходил службу на должностях обер-офицера для поручений при штабе Варшавского военного округа, помощника начальника разведывательного отдела. В мае 1908 г. его перевели в Петербург в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ) помощником делопроизводителя части 2-го обер-квартирмейстера, занимавшегося оперативно-статистическими исследованиями европейских стран (Германии, Австро-Венгрии, Румынии и Швеции). В декабре того же года был произведен в подполковники. Он остро и успешно полемизировал со столпами военно-инженерной мысли - генералами Н.А. Буйницким и К.И. Величко; координировал взаимодействие ГУГШ с военным и другими министерствами. Свечин не вошел в ряды профессуры Академии, но активно оппонировал на защитах диссертаций как представитель начальника Генерального штаба.
Одновременно Александр Андреевич активно сотрудничал с военными журналами и газетой «Русский инвалид». С октября 1908 по июль 1914 г. он выступал обозревателем иностранных журналов в центральном органе военной печати - «Военном сборнике», так как свободно владел немецким и французским языками. При этом показал себя бескомпромиссным и беспристрастным военным литературно-научным критиком. Только в 1909 г. им было написано около 40 рецензий на труды зарубежных и русских авторов.
С октября 1910 по март 1912 г. А.А. Свечин был прикомандирован для несения службы к крепостной части ГУГШ. В марте 1912 г. ему присвоили воинское звание полковник. С мая по сентябрь 1913 г. его прикомандировали к 8-му Финляндскому стрелковому полку в Выборге для четырехмесячного командования батальоном. С сентября 1913 по август 1914 г. Свечин проходил службу в должности делопроизводителя части 1-го обер-квартирмейстера ГУГШ, осуществлявшего общее координирование оперативных и административных мероприятий по обороне, выполняемых главными управлениями Военного министерства и других министерств.
В начале Первой мировой войны Александр Андреевич получил назначение на должность офицера для поручений при начальнике штаба Верховного главнокомандующего. Он занимался составлением сводок о ходе военных действий, что в значительной степени расширило его военный кругозор. Однако в августе 1915 г. Свечин по его собственному настоянию был переведен командиром 6-го Финляндского стрелкового полка на Северо-Западный фронт и командовал им полтора года. За командование полком при восстановлении 17 августа 1915 г. утраченных накануне позиций у местечка Дукшты А.А. Свечин был награжден Георгиевским оружием. Его «Искусство вождения полка» - до сих пор одно из лучших описаний Первой мировой войны на Русском фронте.
11 июля 1916 г. Свечин был тяжело ранен, но оправившись от раны, он вернулся в полк. Высочайшим приказом от 22 сентября 1916 г. «за отличие в делах против неприятеля» ему был присвоен чин генерал-майора. В январе 1917 г. он принял предложение командующего Черноморским флотом вице-адмирала А.В. Колчака стать командиром 2-й Черноморской дивизии (г. Севастополь), формируемой для захвата Константинополя.
Генерал-майор А.А. Свечин
(источник фотоматериала)
В мае 1917 г. Свечина назначили начальником штаба 5-й армии Северного фронта, а с сентября того же года вывели в распоряжение начальника штаба этого фронта и в декабре 1917 г. демобилизовали.
Таким образом, в Русской императорской армии Свечин прошел путь от юнкера до генерал-майора, по его оценке «от руководства ротой до руководства атакой трех корпусов, артиллерия коих была усилена до тысячи орудий (в роли начальника штаба 5-й армии под Двинском).
По словам Александра Андреевича, «до марта 1918 г. был враждебно настроен к Октябрьской революции». После нее новая власть привлекла на свою сторону большое количество кадровых русских офицеров - «военспецов». В их числе был и Свечин, добровольно вступивший в Красную армию в марте 1918 г. для защиты России от внешней угрозы.
Его опыт был востребован на высоких должностях: помощника начальника Петроградского укрепленного района, начальника штаба Западного участка отрядов завесы, военного руководителя Смоленского района отрядов завесы. С 2 августа по 11 октября 1918 г. Свечин - начальник Всероссийского главного штаба (Всероглавштаба). Он осуществлял руководство учетом, обучением и мобилизацией военнообязанных, формированием и боевой подготовкой частей Красной армии, решением других организационных вопросов, связанных с обороной страны. Всероглавштаб под его руководством разрабатывал мобилизационные планы, штаты, положения по управлению войсками, уставы и наставления, решал вопросы комплектования войск личным составом, руководил военно-учебными заведениями, организацией всеобщего военного обучения. Однако разногласия с Главнокомандующим Вооруженными силами Республики И.И. Вацетисом явились причиной перевода Свечина в октябре 1918 г. на преподавательскую работу в возрожденную Академию Генерального штаба (с 1921 г. - Военная академия РККА). Он стал одним из основных участников ее формирования и прослужил в ней до февраля 1931 года. Одновременно в течение трех лет (до 1921 г.) являлся председателем Военно исторической комиссии по обобщению опыта войны 1914-1918 годов.
А.А. Свечин. 1923 г.
(источник фотоматериала)
С первых же дней работы в академии А.А. Свечина отличало от других преподавателей предельно требовательное отношение к слушателям, так как он твердо знал, что на войне не будет скидок ни на пролетарское происхождение, ни на прежние боевые заслуги.
Для А.А. Свечина годы работы в академии стали периодом расцвета военно-научного творчества. Он возобновил активное сотрудничество с периодическими изданиями, занялся разработкой учебных курсов и пособий для начальствующего состава Красной армии, написал серию книг по истории военного искусства. Разумно интерпретируя классические положения К. Клаузевица, и на их основе продвигая вперед российскую военную мысль, заложил основы свечинской школы стратегии, проявившей себя в 30-е годы ХХ столетия. Именно в эти годы профессор Свечин в трудах «История военного искусства» в 3 томах (1922-1923), «Стратегия» (1926-1927), «Эволюция военного искусства» (1927-1928), «Роль техники в будущей войне» (1932), «Клаузевиц» (1935) и «Стратегия XX века на первом этапе: Планирование войны и операций на суше и на море в 1904-1905 гг.» (1937), дал глубокий анализ и затронул обширный круг вопросов военного искусства, в том числе и применение вооружения, военной и специальной техники. Ученый полагал, что для точного прогноза будущих войн и их последствий важно не только посчитать, сколько у врага оружия и техники, но и правильно оценить промышленно-экономический потенциал своей страны, равно как и неприятеля. Поэтому исследованию проблемы экономической мобилизации и влиянию экономики на ход войны Свечин уделял особенное внимание. Предсказал в СССР крупнейшую техническую революцию.
Всего с 1906 г. А.А. Свечин написал 30 книг и около 600 журнальных и газетных статей. К сожалению, они не получили своего дальнейшего развития и фактически были преданы забвению. Это, не в последнюю очередь, и привело к страшным потерям в первый период Великой Отечественной войны, которых можно было избежать, если бы военно-политическое руководство СССР взяло на вооружение его стратегические предложения.
В 20-е и 30-е годы прошлого века вокруг трудов профессора Свечина развернулись острые дискуссии по военно-политическим и стратегическим вопросам. Одним из его оппонентов был М.Н. Тухачевский. Их взгляды оказались различными по целому ряду важнейших вопросов, прежде всего, относительно характера будущей войны и соотношения между наступлением и обороной. Так, выступая в 1930 г. на заседании военной секции Ленинградского отделения Коммунистической академии при ЦИК СССР с докладом «О стратегических взглядах профессора Свечина» М.Н. Тухачевский заявил, что Свечин защищает капиталистический мир от наступления Красной армии. По материалам этого совещания в 1931 г. вышла брошюра под названием «Против реакционных теорий на военно-научном фронте: критика стратегических и военно-научных взглядов профессора Свечина».
В 1930 г. Свечина был впервые арестован по делу так называемого «Национального центра», однако по мере разбирательства отпущен.
20 февраля 1931 г. ученого арестовали в рамках операции «Весна» против лиц, ранее служивших офицерами в Русской императорской армии и войсках белогвардейцев и приговорили к пяти годам заключения. 7 февраля 1932 г., благодаря усилиям Б.М. Шапошникова и И.Э. Якира, досрочно освободили. Его назначили в распоряжение Разведывательного управления Штаба РККА, где он занимался вопросами японской и германской армий и продолжал выполнять некоторые литературные задания этого управления и после назначения профессором и помощником начальника кафедры военной истории Академии Генерального штаба летом 1936 года.
В ноябре 1935 г. Александру Андреевичу присвоили воинское звание «комбриг», а 16 декабря - «комдив».
В конце 1937 г. Свечина арестовывают в третий раз за участие «в офицерской монархической организации и военно-фашистском заговоре». В ходе следствия он ни в чем не сознался и никого не оговорил.
А.А. Свечин во время заключения в тюрьме. 1938 г.
(источник фотоматериала)
Военная коллегия Верховного суда СССР за участие в контрреволюционной организации и подготовке террористов 29 июля 1938 г. приговорила А.А. Свечина к высшей мере наказания - к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день на спецобъекте «Коммунарка» (ныне мемориальное кладбище в пос. Сосенское Новомосковского административного округа Москвы). 8 сентября 1956 г. он был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР.
Генерал-майор А.А. Свечин был награжден орденами: Святой Анны 4 ст. с надписью: «За храбрость» (1904); Святого Станислава 3 ст. с мечами и бантом (1905); Святого Станислава 2 ст. с мечами (1905); Святой Анны 2 ст. с мечами (1906); Святого Владимира 4 ст. (1909); Святого Владимира 3 ст. (1914); мечи к ордену Святого Владимира 3 ст. (1916); Святого Георгия 4 ст. (1916) и Георгиевским оружием (1916). В 1927 г. Александр Андреевич был удостоен звания «профессор высших военно-учебных заведений РККА», а в 1928 г. - награжден золотыми часами с надписью: «Стойкому защитнику революции» («За успешную преподавательскую работу»).
Александр Андреевич Свечин вошел в историю как крупнейший военный мыслитель ХХ века, оставивший богатейшее военно-теоретическое наследие, которое при критическом и творческом его применении еще долго будет служить нашему Отечеству. Главный подвиг в жизни Свечина заключается в том, что он предвидел характер будущей войны, разработал ее стратегию и фундаментально обосновал выводы о том, каким путем страна должна идти к победе.
Советник РАРАН
Хохлов В.С.