Михаил Федорович Балжи родился 19 августа 1908 года в селе Покровском Юзовского уезда Екатеринославской губернии (ныне - село Боевое Донецкой области Российской Федерации).
Необычную фамилию получил от отца, Федора Кириаковича - мигрировавшего грека. Семья жила в достатке: в их распоряжении было более 300 гектаров земли и большое хозяйство. Сам Михаил Федорович позже вспоминал раннее детство как «самый прекрасный период».
Прервал детскую пору 1917 год и целый ряд последовавших за ним поворотных для страны событий. Однако, даже после того как обстановка стала относительно стабильной, жизнь будущего конструктора нельзя было назвать спокойной. Смерть отца в 1922 году, смена власти и собственное происхождение не открывали никаких приятных перспектив. В 1923 году в пятнадцатилетнем возрасте Михаил Федорович устраивается на местную мельницу смазчиком.
Балжи М.Ф. проявлял крайнее усердие на работе, постепенно осваивая новое дело, а все свободное время, которого практически не было, уделял чтению и получению новых знаний. Лишь два года спустя трудолюбие было замечено местным профсоюзом «Пищевкус», и в 1925 году Михаил Федорович был направлен в Мариупольскую профессионально-техническую школу.
Учреждение фактически дало Балжи М.Ф. лишь базовое образование, но и этого было достаточно, чтобы будущий создатель танков «загорелся» наукой механикой. Здесь обучали работе с материалами и станками, металлообработке и изготовлению. Талантливый юноша усваивал программу очень быстро и даже получал стипендию от своего профсоюза. Обучение в профессионально-технической школе в 1927 году привело Михаила Федоровича к работе токарем на заводе «Комитета биржи труда», так начался его профессиональный путь.
Уже в следующем, 1928 году Балжи М.Ф. переезжает в Харьков и устраивается на более крупный завод «Серп и молот». Здесь Михаил Федорович продолжает оттачивать навыки, не страшась сложных и ответственных задач. Конечно, молодой увлеченный специалист стремился развиваться и дальше, а потому уже в 1930 году Михаил Федорович становится студентом вечернего отделения автотракторного факультета Харьковского механико-машиностроительного института.
В тот период в стране по-прежнему имел место дефицит квалифицированных специалистов и постоянно улучшающий свои навыки Балжи М.Ф. рос и внутри завода: получил должность техника, после стал начальником одного из конструкторских бюро и к 1933 году уже работал старшим конструктором моторного цеха.
М.Ф. Балжи в конце 1930-х
(источник фотоматериала)
В 1935 году Михаил Федорович оканчивает учебу в институте, и почти сразу отправляется на знаменитый Челябинский тракторный завод имени И.В. Сталина (ЧТЗ им. И.В. Сталина), который первым в мире стал практиковать поточно-массовое производство гусеничной техники.
Именно в этот период правительство принимает решение о полном перевооружении Красной армии. Танкостроение развивалось невиданными доселе масштабами. Принимается ряд указов о привлечении к работе тракторных конструкторских объединений, что, конечно, затрагивает и Балжи М.Ф. и определяет его специализацию на годы вперед.
Спустя пять лет работы над тракторами и тягачами, Михаил Федорович, наконец получает возможность работы с танками. Приказом Народного комиссариата от 20 июня 1940 г. на Челябинском тракторном заводе начиналось производство тяжелого танка КВ (Клим Ворошилов) разработки Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). Уже через 3 недели Балжи М.Ф. трудится в составе рабочей группы в качестве заместителя начальника специализированной рабочей группы.
Достаточно быстро работниками ЧТЗ был выявлен ряд неточностей и необходимых доработок ленинградского танка. Борьба мнений затрудняла процесс еще несколько месяцев, однако поставленная задача была выполнена, и 31 декабря 1941 г. КВ-1 был готов.
С началом войны стала очевидна угроза крупным промышленным центрам, в том числе и Ленинградскому Кировскому заводу, поэтому ЛКЗ и ещё шесть заводов были перемещены вглубь советских территорий в Челябинск. Симбиоз Челябинского тракторного и остальных заводов быстро окрестили «Танкоградом». Такое объединение оказалось выгодным вариантом, ведь теперь сильнейшие танковые конструкторские бюро страны могли работать вместе.
Но всё также имели место разногласия между взглядами на те или иные вопросы модернизации КВ-1. Главным конструктором «Танкограда» был назначен Жозеф Яковлевич Котин (советский учёный и конструктор танков и тракторов, Герой Социалистического Труда, лауреат четырёх Сталинских премий, заслуженный деятель науки и техники РСФСР) с ЛКЗ, очевидно отдававший предпочтение своим уже знакомым специалистам. Пусть со стороны Котина Ж.Я. подобного и не наблюдалось, но на заводе не забывали о происхождении Михаила Федоровича.
Михаил Федорович Балжи
(источник фотоматериала)
Несмотря на внутренние особенности, коллектив работал быстро и четко, война сплотила конструкторов и заставила ежедневно решать две основные задачи: наращивание объема производства и модернизация техники. С октября 1941 года Михаил Федорович занимался каждой из этих задач непосредственно, так как был назначен старшим инженером машины. Именно он отвечал за разработку модификации КВ-1С.
За полтора года плодотворной работы завод претерпел множество изменений. Одним из ключевых для Балжи М.Ф. стало назначение в июне 1943 года на должность главного конструктора - Николая Леонидовича Духова (советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия, член-корреспондент АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант инженерно-технической службы, лауреат Ленинской премии и пяти Сталинских премий).
Н.Л. Духов и М.Ф. Балжи
(источник фотоматериала)
Духов Н.Л. находился на заводе практически с начала войны и, в разрез с мнением ленинградцев, успел высоко оценить качества конструкторов ЧТЗ, больше всего из которых выделялся Балжи М.Ф. и уже 23 июня 1943 года Михаил Федорович становится заместителем главного конструктора объединения танковых заводов.
С этого момента Балжи М.Ф. фактически стал нести ответственность за всё отечественное танкостроение. Преданность, увлеченность и трудолюбие яркого конструктора были на высочайшем уровне, и очередным подтверждением этого стала работа над новой разработкой «ИС-3».
Принципиальная схема танка ИС-3
(источник фотоматериала)
В августе 1944 года Михаил Федорович получил первый отпуск, впервые за годы войны. Решение не было спонтанным или праздным - Николай Леонидович незадолго до этого изучил статью Завьялова Андрея Сергеевича (советский учёный-металловед, основатель и первый директор ЦНИИ металлургии и брони, лауреат двух Сталинских премий) об итогах изучения Бронетанковой академией боевых повреждений наших танков с выводом о том, что что армии требуется исключительный, по сравнению с существующими машинами, танк. Для свежих идей конструктору Балжи М.Ф. требовался отдых.
Но Михаил Федорович, конечно, не мог выбросить из головы постоянные идеи, находя пищу для размышлений буквально во всем. В один из дней его внимание привлекла обыкновенная мыльница: «Вот таким должен быть профиль башни - низкий, слегка приплюснутый, полусферический».
Танк ИС-3
(источник фотоматериала)
Идея захватила Балжи М.Ф. моментально, и, выполнив несколько примерных расчетов и набросков, он вернулся, чтобы предложить идею Духову Н.Л. и работа над машиной началась сразу же, в августе 1944 года.
ИС-3 получился исключительной машиной и уже в марте 1945 танк был принят на вооружение, что позволить поставить финальную точку в войне.
Пройдя 7 сентября 1945 года по улицам Берлина на параде союзных войск в честь окончания Второй мировой войны, танк закрепил за собой звание «танка Победы» и прославил Михаила Федоровича, как главного конструктора и автора идеи.
Уже после войны, 15 апреля 1947 года Балжи М.Ф. стал главным конструктором ЧТЗ, занимался разработкой новых тракторов, в которых страна испытывала огромную необходимость после войны, и новых моделей тяжелых танков. Руководил Михаил Федорович и модернизацией ИС-2, ИС-3, запуском работ по новейшему тяжелому танку ИС-4.
Михаил Федорович Балжи
(источник фотоматериала)
С 1949 года Балжи М.Ф. преподавал в Челябинском механико-машиностроительном институте (ныне Южно-Уральский государственный университет), где с 1952 года работал на постоянно основе, оставив работу в ЧТЗ.
С 1956 по 1970 год с перерывом (1961 - 1965 гг.) Михаил Федорович был деканом автотракторного факультета. Написал более 150 научных работ, получил степень доктора технических наук и ученое звание профессора.
Памятник на могиле Михаила Федоровича Балжи
(источник фотоматериала)
Михаил Федорович Балжи скончался 13 сентября 1970 года и похоронен на Успенском кладбище города Челябинска.
Советник РАРАН
В.В. Истомин