Валентин Петрович Глушко родился 3 сентября 1908 года городе Одесса Одесской губернии (ныне областной центр Украины), в семье служащего.
В детстве Валентин Петрович проявлял способности к музыке, рисованию, изучению иностранных языков и в 11 лет зачислен в реальное училище имени Святого Павла (позднее - IV профтехшкола «Металл» им. Л.Д. Троцкого).
Интерес к астрономии у юного Валентина Петровича зародился уже в тринадцатилетнем возрасте, после прочтения романов Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны». В 1924 году, будучи еще школьником, Глушко В.П. определил свой путь в письме К.Э. Циолковскому: «...межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела».
В этом же году Валентин Петрович оканчивает профтехшколу, и параллельно он заканчивает работу над первой редакцией своей книги «Проблема эксплуатации планет», а в периодических изданиях публикуются его научно-популярные статьи, посвящённые космическим полётам: «Завоевание Землёй Луны», «Станция вне Земли».
Валентин Петрович Глушко. Источник фотоматериала: https://newsland.com/static/u/content_image_from_text/03092019/6863701-4674181.jpg
Через год Глушко В.П. поступает в Ленинградский государственный университет на физическое отделение физико-математического факультета.
В своей дипломной работе Валентин Петрович хотел предложить проект межпланетного корабля «Гелиоракетоплан». Главное преимущество данного корабля состояло в многократном увеличении скорости истечения рабочего вещества при его взрыве в камере под воздействием электрических разрядов. Но спустя 4 года Валентин Петрович не смог оплатить дальнейшее обучение, и был отчислен из университета.
В 1929 году Валентин Петрович сдал третью часть («Металл как взрывчатое вещество») своего дипломного проекта, с описанием электрического ракетного двигателя ракетоплана, в отдел при Комитете по делам изобретений. Вскоре был вызван к уполномоченному Комитета в Ленинграде Ильину Н.Я., который предложил начать работы по реализации этой идеи.
Заключенный Валентин Петрович Глушко, 1938 год. Источник фотоматериала: https://i.pinimg.com/originals/f3/fd/6c/f3fd6c7c8103caaddf101e966460d7a8.jpg
Уже в мае того же года Глушко В.П. принят в штат Газодинамической лаборатории (ГДЛ), где занимал должность начальника 2-го сектора - подразделения по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей и ракет.
В этот период времени Валентином Петровичем разработаны и испытаны жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) - двигатели ОРМ-50 и ОРМ-52, использующие азотно-кислотно-керосиновое топливо и обладающие тягой 1500 Н и 3000 Н соответственно, что сделало их самыми мощными двигателями в мире на то время.
Двигатель ОРМ-50 предназначался для ракеты 05 конструкции ГИРД, а ОРМ-52 - для установки на морских торпедах и ракетах РЛА-1, РЛА-2, РЛА-3 и РЛА-100 (ЖРД) ОРМ-52, ракеты РЛА-1, РЛА-3 и РЛА-100. Проведён огромный объём научно-исследовательской работы, результатом которой стали два курса лекций, прочитанных в 1933-1934 годах в Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» и «Конструкция ЖРД».
Здесь же появились прототипы электротермических ракетных двигателей, но, несмотря на их, успешно пройденные испытания Валентин Петрович решил направить свои усилия на разработку ЖРД.
Макеты двигателей ОРМ-50 и ОРМ-52 в разрезе. Источник фотоматериала: https://www.kpopov.ru/cosmos/spb_space/dsc_2863.jpg
21 сентября 1933 года был издан приказ Реввоенсовета СССР о формировании Реактивного научно-исследовательского института РККА (РНИИ), который объединил ГДЛ и московский ГИРД, а как следствие, Валентин Петрович назначен начальником 1-го отдела Ленинградского отделения Ракетного научно-исследовательского института (РНИИ).
В январе следующего года Глушко В.П. становится начальником азотно-кислотного сектора РНИИ и со своими коллегами продолжает работу по ЖРД в составе РНИИ. Под его руководством к 1935 году серия двигателей ОРМ расширилась до ОРМ-64 и в том же году Валентин Петрович становится заведующим и преподавателем Реактивных курсов по переквалификации инженеров при Центральном совете Осоавиахима.
Весной 1936 года был разработан ОРМ-65 (первый в мире двигатель, предназначенный для полёта человека) на азотно-кислотно-керосиновом топливе, который предназначался для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции Королёва С.П.
23 марта 1938 года Валентин Петрович был арестован по доносу Костикова А.Г. и 15 августа 1939 года осуждён Особым совещанием при Наркоме внутренних дел СССР как «враг народа» сроком по статье 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 8 лет с отбыванием в Ухтижемлаге (Ухто-Ижемский исправительно-трудовой лагерь НКВД), однако был оставлен для работы в Техбюро.
С 1939 года Глушко В.П. начальник конструкторской группы 4-го Спецотдела НКВД при авиационном заводе №82 (Тушино). За это время Валентином Петровичем были разработаны: проект вспомогательной установки ЖРД на самолётах С-100 и «Сталь-7».
Валентин Петрович Глушко, 1945 год. Источник фотоматериала: https://letsgophotos.ru/глушко-валентин-петрович-фото/
Годом позже Валентин Петрович назначен на должность главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД при авиамоторном заводе № 16 (Казань) по разработке самолётных ускорителей ЖРД РД-1, РД-1ХЗ и РД-2.
27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял решение о досрочном освобождении со снятием судимости особо отличившихся заключенных ОКБ-16 в разработке РД-1, в том числе Глушко В.П. (окончательно реабилитирован лишь 29 сентября 1956 года).
В августе того же года вышел приказ по НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности СССР) о преобразовании КБ-2 в ОКБ-РД (Опытно-конструкторское бюро ракетных двигателей), и главным конструктором его был назначен Валентин Петрович.
Под руководством Глушко В.П. проводятся испытания ЖРД РД-1 на самолётах Пе-2Р, Ла-7, Як-3, Су-6 и Су-7, активно идет разработка нового трёхкамерного азотно-кислотно-керосинового РД-3, обладающего тягой 9000 Н, а так же испытания его модификации РД-1ХЗ с химическим повторным зажиганием, который позволил повысить скорость самолета Як-3 на 182 км/ч.
Помимо работы в ОКБ-РД, Валентин Петрович с мая 1945 года занимал пост заведующего кафедрой ракетных двигателей Казанского авиационного института. Однако в конце лета 1945 года Глушко В.П. был командирован в Германию для изучения трофейной немецкой ракетной техники. Большую часть своей командировки он провел в институте «Нордхаузен» возглавляя отдел по изучению двигателей А-4 («Фау-2).
3 июля 1946 года был издан приказ министра авиационной промышленности СССР Хруничева М.В., согласно которому ОКБ-РД продолжал свою работу уже на базе авиационного завода № 456 города Химки Московской области, однако вектор дальнейшего развития корректировался в сторону проектирования более мощных ЖРД. Этим же приказом ОКБ-РД переименовывался в ОКБ-456 (ныне - АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко») и его главным конструктором назначили Валентина Петровича.
Валентин Петрович Глушко, 1968 год. Источник фотоматериала: https://fkr.spb.ru/wp-content/uploads/2021/09/D838D7CA-14D7-4709-98D7-93A19D0D9145.png
В конце 40-х в ОКБ-456 с использованием научно-технического задела, полученного при изучении двигателя А-4, изготовлен двигатель РД-100 (имел тягу в пустоте 307 кН) и предназначался для ракеты Р-1, испытание которой успешно завершилось 10 октября 1948 года.
Одновременно с этим велись работы по созданию более мощного двигателя РД-101 для ракеты Р-2, а весной 1953 года состоялся успешный пуск ракеты Р-5 с двигателем РД-103 (тяга в пустоте - 500 кН), максимальная дальность полета которой составила 1200 км.
За последующие 3 года под руководством Глушко В.П. на базе ОКБ - 456 появились на свет двигатели РД-107 с тягой в пустоте 1000 кН и РД-108 с тягой в пустоте 941 кН, которые должны были входить в двигательную установку межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7, разрабатываемой группой Королева С. П. в ОКБ-1.
По результатам испытаний 2 февраля 1956 года ракеты Р-5М с боевым ядерным зарядом Глушко В.П. за заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 20 апреля 1956 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Валентин Петрович Глушко, космонавты Береговой Г.Т. и Шаталов В.А.,1978 год. Источник фотоматериала:https://vera-eskom.ru/wp-content/uploads/2018/11/V-prezidiume-torzhestvennogo-zasedaniya-sleva-napravo-kosmonavty-G.T.Beregovoy-i-V.A.SHatalov-i-akademik-V.P.Glushko-1978-768x561.jpg
21 августа 1957 года проведён первый успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 с установленными на ней ЖРД РД-107 и РД-108 конструкции ОКБ-456, а спустя чуть больше месяца состоялся запуск первого искусственного спутника Земли. Вывод на орбиту осуществлялся ракетой-носителем «Спутник» - одной из модификаций ракеты Р-7 с вышеупомянутыми двигателями, за разработку которых Глушко В.П. был удостоен Ленинской премии.
26 октября 1957 года Валентину Петровичу без защиты диссертации была присуждена учёная степень доктора технических наук, а уже 20 июня 1958 года Глушко В.П. был избран действительным членом АН СССР по Отделению технических наук (энергетика).
АО «НПО Энергомаш имени академика В.П. Глушко». Источник фотоматериала: https://sun9-84.userapi.com/impg/B_iARSZI891R8T8uCmoPnvY7443A5UfEYZZw5g/--KRT9jAaG4.jpg?size=1280x854&quality=96&sign=af0d572937949a1aeb4608146d61c8aa&c_uniq_tag=kW0lDb1Wy7lLT8RXwS_723euoW-azckEqoAICUKOrew&type=album
В течение следующих лет под руководством академика были разработаны мощные ЖРД на низкокипящих и высококипящих топливах, которые использовались на отечественных ракетах-носителях и боевых ракетах. Среди них: РД-119 (для МБР Р-9,), РД-214 (для первой советской ракеты с термоядерным боезарядом Р-12), РД-216 и РД-251 (для баллистической ракеты средней дальности Р-14 (ракета-носитель «Космос») и межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 (ракета-носитель «Циклон»), РД-170 (для ракеты-носителя «Энергия») и РД-171 (для ракеты-носителя «Зенит»), РД-253 для 1-й ступени РН «Протон», а также РД-301 - единственный в мире ЖРД на фторно-аммиачном топливе.
За активное участие в проектировании и запуске первого космического корабля с человеком на борту, «закрытым» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Глушко В.П. награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
21 мая 1974 года Глушко В.П. назначен директором и Генеральным конструктором НПО «Энергия» (произошло соединение ЦКБЭМ (Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения), преобразованного в НПО «Энергия», и КБ «Энергомаш» (ОКБ-456 после 1967 года).
Жидкостный ракетный двигатель РД-170. Источник фотоматериала: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/98165/pub_5c6740f24a187700aeb463ce_5c674bf221690600aef5cf9b/scale_1200
Одним из основных направлений работы НПО «Энергия» в то время стала программа «Энергия» - «Буран», подразумевающая создание многоразовой транспортной космической системы, аналогично американской системе «Спейс-шаттл». В качестве средства выведения на орбиту Глушко предложил новую РН «Энергия», стартовая тяга которой составляла 35700 кН. 1-я ступень ракеты состояла из четырех стартовых ускорителей с двигателями РД-170 (имел тягу 7260 кН на земле и 7900 кН в вакууме); 2-я ступень включала в себя четыре кислородно-водородных ЖРД РД-0120.
Будучи в 1974 - 1989 годах председателем Совета главных конструкторов, Глушко В.П. осуществлял техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций ракетно-космической промышленности страны по проектам, в реализации которых НПО «Энергия» играла головную роль. Валентин Петрович возглавлял работы по совершенствованию орбитального комплекса «Мир» и многоразовой транспортно-космической системы «Энергия» - «Буран», совершенствовании пилотируемых космических кораблей «Союз», грузового корабля «Прогресс», орбитальных станций серии «Салют».
Валентин Петрович Глушко Источник фотоматериала: https://letsgophotos.ru/глушко-валентин-петрович-фото/
В июне 1977 года Валентин Петрович оставил пост директора НПО «Энергия», однако до конца жизни продолжал деятельность в качестве генерального конструктора НПО «Энергия».
5 мая 1987 года был осуществлён успешный запуск РН «Энергия» с установленными на её 1-й ступени ЖРД РД-170. 15 ноября 1988 года совершил свой первый (и единственный) космический полёт космический корабль «Буран», выведенный на орбиту РН «Энергия»
На протяжении нескольких десятилетий Глушко В.П. возглавлял при Президиуме АН СССР Научный совет по проблеме «Жидкое ракетное топливо». Координировал работы научных организаций по изучению характеристик ракетных топлив.
За годы жизни Глушко В.П. выпустил более 400 научных работ и статей, при его участии были изданы 40 томов справочных изданий с информацией о свойствах различных веществ, используемых в ракетном топливе.
За заслуги перед отечественным ракетостроением Валентин Петрович был награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, Орденом Трудового Красного Знамени и различными медалями.
Памятник на могиле Глушко В.П. Источник фотоматериала: https://topwar.ru/uploads/posts/2014-01/1389675186_g-20.jpg
Жил в Москве. Скончался Валентин Петрович 10 января 1989 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Валентин Петрович является почётным гражданином городов Калуга, Казань, Элиста, Приморск, Королёв, Химки, Одесса и Байконур.
Бронзовые бюсты Глушко В.П. установлены в Одессе и Байконуре, памятники - в Москве и Химках.
Памятник Валентину Петровичу Глушко в Москве. Источник фотоматериала: https://letsgophotos.ru/глушко-валентин-петрович-фото/
Именем Валентина Петровича названы кратер на видимой стороне Луны, улицы в Москве, Казани, Калуге и Байконуре, а также проспект в Одессе.
Мемориальные доски установлены в Москве и Одессе на домах, в которых жил Глушко В.П., а также в Королёве на здании, в котором он работал.
Советник РАРАН
В.В. Истомин