Андрей Егорович Перевозчиков родился 24 сентября 1908 года в селе Ертарский завод Камышловского уезда Пермской губернии (ныне - рабочий посёлок Ертарский Тугулымского городского округа Свердловской области) в семье крестьянина.
Трудовую деятельность начал с 11 лет, работая батраком по деревням, а затем рабочим на Ертарском стекольном заводе, где долгие годы трудились его родители - потомки крепостных. К сожалению, в возрасте 12 лет Андрей Егорович осиротел.
Немногим позже А.Е. Перевозчиков направляется получать образование на рабфаке в городе Перми. Здесь Андрей Егорович впервые увидел пароходы и решил посвятить свою жизнь кораблестроению.
Андрей Егорович Перевозчиков. Источник фотоматериала: http://www.bibtgo.ru/_si/0/80400973.jpg
В период с 1934 по 1939 год А.Е. Перевозчиков обучался в Ленинградском кораблестроительном институте (ныне - Санкт-Петербургский государственный морской технический университет).
По окончании института Андрей Егорович устраивается в Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) №17 (с 1966 года - Невское проектно-конструкторское бюро) на должность конструктора. Затем А.Е. Перевозчиков становится старшим конструктором, а в 1946 году занимает пост начальника отдела устройств.
При участии А.Е. Перевозчикова в ЦКБ №17 был разработан проект тяжелого крейсера проекта 82 («Сталинград»), постройку которого инициировал лично И.В. Сталин, и построены первые модели данного крейсера.
Начиная с 1950 года Андрей Егорович - начальник отдела в ЦКБ-16 (ныне Центральное конструкторское бюро «Волна»). Здесь карьера А.Е. Перевозчикова стремительно развивается и вскоре он становится главным конструктором специализации и одним из ведущих специалистов по разработке подводных лодок. Среди них: субмарины пр. 615 - единственные в мире подводные лодки с подводным движением на дизельном двигателе, пр. 611, а также пр. 629, которые оснащались баллистическими ракетами Р - 13.
Подводная лодка проекта 629. Источник фотоматериала: https://2020.f.a0z.ru/cache/01/800x600/23-8279289-pr.629-bn-210-1967-00.jpg
В 1955 году А.Е. Перевозчиков занимает пост начальника ЦКБ №50 (ныне - Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»), основным вектором работ которого являлось создание речных боевых и десантных кораблей.
С 1961 года Андрей Егорович работает на должности начальника и главного конструктора ЦКБ-14 (ныне - ЦКБ «Восток»). Под руководством Андрея Егоровича предприятие занималось разработкой гражданских рыболовных судов.
Через год А.Е. Перевозчиков становится начальником и главным конструктором ЦКБ №15 (ныне - ЦКБ «Айсберг»). В то время ЦКБ занималось созданием плавучих баз для подводных лодок (пр. 1886). Головная плавбаза была заложена на стапеле Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ). Перед ЦКБ №15 была поставлена задача обеспечить сопровождение постройки и сдачи головного заказа. Головная плавбаза была спущена на воду 29 сентября 1962 г. и сдана ВМФ 27 декабря 1963 г. Она предназначалась для базирования подводных лодок: двух атомных (пр. 627А, 658, 659 или 675) или четырех дизель-электрических (пр. 629, 641 или 651). Основные характеристики плавбазы: длина 144,8 м, ширина 18,1 м, высота борта 10,7 м, осадка 5,6 м, водоизмещение 8150 т; скорость хода 16 уз. Всего было построено 7 кораблей пр. 1886.
В 1970 г. плавбазы этого проекта приняли участие в маневрах «Океан», показав высокие тактико-технические характеристики. Они позволили подводным соединениям успешно нести боевую службу, находясь в удалении от своих береговых баз.
Коллективом №15 на основе пр. 1886 были разработаны модификации - пр. 1886М и 1886У. Плавбаза пр. 1886М, создававшаяся специально для Индии (построена на ЧСЗ и сдана в 1968 г.) предназначалась для базирования четырех подводных лодок пр. И641 и размещения штаба соединения.
Назначением плавбазы пр. 1886У было проведение штурманской, артиллерийской и морской практики курсантов высших морских учебных заведений, а также подготовки курсантов военно-морских училищ по минно-торпедной и электромеханической специальностям. На ЧСЗ были построены две плавбазы пр. 1886У: «Бородино» в 1970 г. и «Гангут» в 1971 г.
Плавбаза пр. 1886. Источник фотоматериала: https://2014.f.a0z.ru/06/01-3496743-grisha-class-corvette-i-pb.jpg
В 1964 г. Правительством СССР было утверждено техническое задание на проектирование, которое поручалось коллективу ЦКБ №15, и постройку двух новых мощных атомных ледоколов пр. 1052 для Арктики.
С 1967-го года Андрей Егорович руководил заменой ядерной паропроизводящей установки (ЯППУ) на первом советском атомном ледоколе «Ленин» и его последующей модернизацией.
Тысяча девятьсот шестьдесят восьмой год можно назвать наиболее знаковым в карьере А.Е. Перевозчикова, в марте Андрей Егорович занимает пост главного конструктора атомного ледокола «Арктика» (Проект 1052). Под началом Андрея Егоровича объединилось порядка 400 научно-исследовательских и промышленных предприятий, коллектив под руководством А.Е. Перевозчикова создал принципиально новый тип корабля, где было внедрено более 40 изобретений, в том числе атомную силовую установку. Первенец проекта - ледокол «Артика» был спущен на воду в 1972 году, а в 1977 году он стал первым в истории мирового мореплавания надводным судном, которое достигло Северного полюса.
Андрей Егорович Перевозчиков. Источник фотоматериала: https://a.d-cd.net/9b8fa51s-960.jpg
Атомный ледокол «Арктика» стал очень важной стратегической разработкой Советского Союза, который совершил настоящую технологическую революцию в истории судоходства в Северном Ледовитом океане. Появление атомоходов данного типа обеспечило круглогодичное морское сообщение по Северному морскому пути для советского флота.
Проект 1052 вплоть до 2020 года времени являлся основой отечественного атомного ледокольного флота. По данному проекту и его модернизациям в дальнейшем были созданы следующие ледоколы: «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы».
7 января 1976 года «закрытым» Указом Президиума Верховного Совета СССР «За выдающиеся трудовые успехи, досрочное выполнение заданий девятой пятилетки, выпуск продукции отличного качества и большой вклад в строительство атомного ледокола «Арктика» А.Е. Перевозчиков был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
За заслуги перед государством и огромный вклад в отечественное кораблестроение Андрей Егорович был награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, а также медалями: «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Памятник на могиле Андрея Егоровича Перевозчикова. Источник фотоматериала: https://warheroes.ru/content/images/monuments/Perevozchikov-nadgrob1.jpg
Последние годы своей жизни А.Е. Перевозчиков прожил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург).
7 августа 1978 года в расцвете творческих сил Андрей Егорович Перевозчиков скончался, и похоронен на Комаровском кладбище Санкт-Петербурга.
Советник РАРАН
В.В. Истомин