Николай Петрович Каманин родился 18 октября 1908 года в уездном городе Меленки Меленковского уезда Владимирской губернии (ныне райцентр Владимирской области) в многодетной семье.
Отец, Николая Петровича работал сапожником в артели, а в 1917 году был избран на должность заведующего уездным отделом продовольственного снабжения. Его мать была домохозяйкой, и после смерти мужа в 1919 году стала работать ткачихой на текстильной фабрике, сумела вырастить семерых детей и дать всем им образование в тяжелейшие годы гражданской войны, несмотря на разруху и голод, царивших в то время.
Николай Петрович Каманин
Николай Петрович жил и учился в г. Меленки до 1927 г. После окончания «девятилетки» в 1927 г. поступил в Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде (позже Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола, который ликвидирован в 1999 году), после окончания, годом позже, был направлен в 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима (ныне - Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»).
В 1929 году Каманин Н.П. окончил школу с присвоением звания младшего военного летчика и получил назначение в 40-ю Особую авиационную эскадрилью им. Ленина (г. Спасск, Дальневосточного края, ныне закрытый аэродром «Хвалынка»). До 1933 года прошёл должности младшего лётчика, старшего лётчика и командира звена.
В июле 1933 года Николай Петрович был назначен командиром отряда 28-й отдельной авиаэскадрильи, базировавшейся близ озера Ханка в селе Черниговка (станция Мучная Уссурийской железной дороги) ныне Приморского края. Летал на самолётах Р-1 и Р-5.
13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия пароход «Челюскин», отрабатывавший схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию, был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Экипажу, состоящему из 104 человек, удалось передать координаты своего местоположения и выбраться на лед. Через 2 дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия, решением которой стало осуществить эвакуация лагеря с помощью авиации. Каманин Н.П. был назначен командиром смешанного отряда самолётов.
Николай Петрович Каманин
Группа самолётов под командованием Николая Петровича в сложных метеоусловиях совершила перелёт «Олюторка - Ванкарем» протяжённостью около 1500 км. За девять перелетов Каманин Н.П. вывез из ледового лагеря 34 полярника на двухместном самолёте Р-5, приспособив для размещения пассажиров подвешенные под крыльями парашютные ящики.
За беспримерную героическую работу лётчиков, осуществивших спасение челюскинцев, Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 20 апреля1934 года Каманину Николаю Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения в 1939 году особого знака отличия Героев Советского Союза ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 2.
В 1935 году Николай Петрович был направлен учиться в Военно-воздушную академию РККА им. Жуковского, которую он закончил с отличием в 1938 году и получил назначение на должность командира 19-й легкобомбардировочной авиабригады в г. Харьков.
Каманин Н.П. участник советско-финляндской войны: в январе - марте 1940 - командир 19-й легкобомбардировочной авиационной бригады. Воевал в составе ВВС 9-й армии (январь - февраль 1940) и ВВС 15-й армии(февраль - март 1940). Участвовал в боях в Карелии севернее Ладожского озера.
С октября 1940 года по март 1941 года Николай Петрович был назначен командиром 3-й отдельной авиабригады ВВС Среднеазиатского военного округа в Ташкенте. Ввиду отсутствия командующего одновременно временно исполнял должность командующего ВВС округа.
Каманин Н.П. и Гагарин Ю.А.
В марте - октябре 1941 года Каманин Н.П. командир 4-й авиационной бригады (в Среднеазиатском военном округе; город Ашхабад, Туркмения), принимал участие в Иранской операции. Позже был назначен заместителем командующего ВВС Среднеазиатского военного округа (САВО), а с октября 1941 года исполнял обязанности в должности командующего ВВС САВО. Занимался формированием и подготовкой авиационных соединений для фронта.
Николай Петрович в 1942 году был вызван в Москву для формирования штурмовой авиадивизии, с которой воевал в составе 1-го штурмового корпуса на Калининском фронте. В феврале 1943 года Каманин Н.П. сформировал 8-й смешанный авиакорпус, с которым воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах. За боевые заслуги авиачасти корпуса 44 раза получали благодарности от Верховного Главнокомандующего. Сам Николай Петрович был награжден 7-ю орденами и 4-я медалями, 29 раз был удостоен персональной благодарности в приказах Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.
Во время Великой Отечественной войны Каманин Н.П. командовал 5-м штурмовым авиакорпусом и участвовал в Белгород-Харьковской, Киевской, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Будапештской и Венской операциях. Также Николай Петрович командовал воздушной армией, был заместителем начальника Главного штаба ВВС. Внес весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-23.
Каманин Н.П. и Береговой Г.Т.
В послевоенные годы Каманин Н.П. продолжал командовать 5-м штурмовым авиакорпусом (Одесском военном округе; город Тирасполь), а в июне 1946 года был назначен командиром 3-го гвардейского штурмового авиационного корпуса в Южной группе войск (город Арад, Румыния).
Пробыв на этой должности чуть более года, Николай Петрович переходит на работу в Управление Гражданского воздушного флота заместителем начальника Главного управления по оборонным вопросам.
С июня 1951 года по февраль 1956 года Каманин Н.П. заместитель председателя ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) по авиации, и в этом же году оканчивает Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова.
С января 1957 года Николай Петрович командующий 73-й воздушной армией, а год спустя по поручению правительства Каманин Н.П. оказывает помощь королю Афганистана в организации и проведении воздушного парада над Кабулом, в котором участвовало около 100 самолётов 73-й воздушной армии СССР и около 30 самолётов Афганистана.
С апреля 1958 по январь 1961 года Каманин Н.П. занимает должность заместителя начальника Главного штаба ВВС.
С 1960 года Николай Петрович руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. С января 1961 года осуществлял эту работу официально, находясь в должности заместителя начальника боевой подготовки ВВС по космосу, а в 1966-1971 годах в должности помощник Главнокомандующего ВВС по подготовке и обеспечению космических полётов.
Николай Петрович Каманин
Каманин Н.П. проделал огромную работу для развития отечественной космонавтики. Он присутствовал на всех этапах первого полета в космос начиная от подготовки заканчивая посещением других стран с космонавтами. Николай Павлович являлся председателем комиссии, сформированной для приема выпускных экзаменов у первых шести космонавтов, прошедших девятимесячную подготовку в ЦПК ВВС. А также Каманин Н.П. принимал участие в полетах на летающей лаборатории Ту-104А в условиях невесомости.
6 апреля 1961 года Королев С.П., Келдыш М.В. и Каманин Н.П. на космодроме Байконур подписали задание космонавту на одновитковый полёт вокруг Земли - первое в истории задание человеку на космический полёт.
Двумя днями позднее в том же году на закрытом заседании Николай Павлович предложил первым кандидатом на полёт считать Гагарина Ю.А., а запасным - Титова Г.С. и комиссия согласилась с этим предложением. Также было принято решение о порядке аварийного катапультирования космонавта на старте.
10 апреля 1961 года первые космонавты были официально представлены Каманиным Н.П. общественности. Николай Павлович был активным сторонником отправки женщины в космос, добившись космического полета Терешковой. В.В.
Памятник на могиле Каманина Николая Петровича
Последним в части организации для Николая Павловича стал полет «Союз-11» (пилотируемый космический корабль, доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», космонавты погибли при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата на большой высоте) в июне 1971 года. С августа 1971 года генерал-полковник авиации Каманин Н.П. - в запасе.
Николай Павлович награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Кутузова 2-й степени и Красной Звезды, другими орденами и медалями иностранных государств.
12 марта 1982 года Николай Петрович Каманин скончался и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Ил-76ТД Николай Каманин
Его именем названы улицы в Москве, Брянске, Владимире, Екатеринбурге, Боровске (Калужская область), Вичуге (Ивановская область), Кировграде (Свердловская область), Орске (Оренбургская область), Севастополе и Могилёве (Республика Беларусь).. В Меленках его именем названа школа, там же установлена мемориальная доска. В Москве и в Меленках установлены бюсты Каманина Н.П., а Ил-76ТД авиации МЧС носит его имя.
Советник РАРАН
В.В. Истомин