Андрей Николаевич Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Корчевского уезда Тверской губернии (ныне - не существует, находилось между деревнями Абросимово и Симоново в Кимрском районе, Тверская область) в многодетной семье.
Отец - Николай Иванович, был нотариусом окружного суда, но в скором времени приобрел земельный участок и стал вести на нем сельское хозяйство. Мать - Анна Васильевна, дочь судебного следователя, имела хорошее образование и знала несколько языков. У Андрея Николевича были два старшх брата и четыре сестры. Про семью он сам вспоминал: «Мать отдавала нам все свои силы, всю свою душу. Наша семья была очень большая и дружная».
Родители стремились дать детям хорошее образование, поэтому их семья перебралась из села в Тверь, где Андрея Николаевича определили в Тверскую губернскую гимназию в 1901 году. Во время своего обучения он начал проявлять большой интерес к точным науками, особенно физике, и технике.
Андрей Николаевич Туполев
По окончании гимназии в 1908 году Туполев А.Н. отправился в Москву, где поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) (ныне - МГТУ им. Н. Э. Баумана). Спустя год, по инициативе студентов в училище открывается кружок по воздухоплаванию, лекции в котором начал читать Николай Егорович Жуковский (учёный-механик, основоположник гидро- и аэродинамики). Андрей Николаевич попал туда в декабре 1908 года, и уже через четыре месяца он стал одним из самых активных его участников.
Андрей Николаевич Туполев в юности
Созданный в 1910 году участниками кружка «весовой планер» стал для Туполева А.Н. первым воздухоплавательным аппаратом. Первым самостоятельно созданным самолетом был «Блерио-II», собранный по чертежам Луи Блерио (французский изобретатель, авиатор и предприниматель). В то время Жуковский Н.Е. предсказывал, что Андрей Николаевич станет великим человеком в области авиастроения.
Весной 1911 года учеба Андрея Николаевича была прервана из-за внезапного ареста по обвинениям в распространении нелегальной литературы. За Туполева А.Н. вступались Жуковский Н.Е. и руководство ИМТУ, но, к сожалению, это не помогло, поэтому Андрея Николаевича отправили в родное село, где он был отдален от авиации.
Спустя почти два года, полицейский надзор за Туполевым А.Н. был отменен, и уже осенью 1913 года он восстановился в ИМТУ. На базе старого кружка открыли аэродинамическую лабораторию, в которой Андрей Николаевич продолжил работу.
Андрей Николаевич Туполев в молодости
С началом Первой Мировой войны под руководством Жуковского Н.Е. открылось первое российское авиационное Расчетно-испытательное бюро. В качестве одного из помощников выступал Туполев А.Н.. Даже революция 1918 года не смогла прервать работу бюро, где в конце лета этого же года Андрей Николаевич возглавил направление аэродинамических расчетов и проектирования приборов. В том же году он с отличием окончил ИМТУ.
Вскоре Жуковский Н.Е. и его ближайшие сподвижники разработали положение о создании Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), а после смерти Николая Егоровича должность руководителя занял Туполев А.Н., став инициатором и один из организаторов производства первого советского авиационного сплава - кольчугалюминия.
Андрей Николаевич хотел использовать металлы для конструкций самолета. Уже в 1924 году благодаря его предложению высшее руководство страны учредило создание металлургической базы для самолетостроения.
В период с 1923 по 1925 год Туполев А.Н. постепенно вводил металлические конструкции в самолетостроение. Сначала был представлен самолет смешанной конструкции АНТ-1 (1923 г.), позже создан первый полностью металлический самолет АНТ-2 (1924 г.), а первый боевой цельнометаллический самолет АНТ-3 начал выпускаться серийно уже в 1925 году.
Следующим проектом был АНТ-4 - не имевший в мире аналогов двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик. В 1925 году был совершен первый полет, который оказался удачным и получил положительный отзыв от пилота Аполлинария Ивановича Томашевскего.
Один из первых самолетов Андрея Николаевича Туполева АНТ-1
Помимо самолетостроения Туполев А.Н. занимался и дирижаблестроением, принимал активное участие в создании деталей дирижаблей в период с 1923 по 1930 года. В те же годы он занимался проектированием воздушных лодок ГАНТ-1, ГАНТ-2, ГАНТ-3 и торпедных катеров АНТ-5.
С 1930 до 1933 года Андрей Николаевич проделал путь от главного конструктора ЦАГИ до заместителя начальника ЦАГИ по сектору опытного производства. При этом Туполев А.Н. успевал посещать страны Европы и США, перенимая опыт зарубежных коллег.
Знаменательным событием в отечественной авиапромышленности стало появление самого большого пассажирского самолета АНТ-20 «Максим Горький» в 1934 году, разработанный конструкторским бюром Туполева. Более того, это был первый советский самолет с автопилотом.
Самолет АНТ-20 в полете
Заняв в 1936 году посты заместителя начальника и главного инженера Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности СССР, Туполев А.Н. начал перестраивать старые и строить новые авиационные заводы. Благодаря зарубежным командировкам, Андрей Николаевич внедрил новые технические процессы, которые в годы войны позволили организовать массовое прозиводство самолетов. Для устранения выявленных в ходе летных испытаний дефектов Туполев А.Н. организовал взаимодействие между специалистами из различных отраслей.
В 1937 году Андрей Николаевич был обвинен во вредительстве и шпионаже. Ему и авиаконструктору Петлякову В.М. было предъявлено обвинение в организации и руководстве «Русско-фашистской партии», а также в шпионаже в пользу Франции. Полтора года Туполев А.Н. провел в тюрьме, а после отправлен в ЦКБ-29 при НКВД, где в кооперации с другими учеными-авиатехниками его деятельность продолжилась. Там ему поручили заняться разработкой четырехмоторного пикирующего бомбардировщика («проект 103»). Андрей Николаевич смог организовать работу в лагерных условиях, и к 1941 году состоялись первый испытания самолета Ту-2. Помимо этого проекта команда Туполева А.Н. занималась разработкой еще двух самолетов: Пе-2 и Пе-8.
Самолет Ту-2 в полете
С началом Великой Отечественной войны Туполев А.Н. вместе с 20 своими соратниками был досрочно освобожден. Он продолжал трудиться на благо страны на посту главного конструктора на Омском авиационном заводе №166, где было организовано крупное серийное производство самолетов Ту-2, а также готовились несколько его модификаций. Ту-2 был признан лучшим фронтовыми пикирующими бомбардировщиками Второй мировой войны.
Дальнейшая судьба Андрея Николаевича развивалась в Москве, куда он был вызван в 1943 году. За разработку Ту-2 его наградили Сталинской премией 1-й степени, а в 1944 году присвоили звание генерала-майора инженерно-авиационной службы. В 1945 году Туполеву А.Н. присвоили звание Героя Социалистического Труда за выдающиеся заслуги в деле организации производства самолётов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечения ими Красной Армии и Военно-Морского флота в годы Великой Отечественной войны.
Следующим творением Туполева А.Н. стал четырехмоторный бомбардировщик Ту-4, создание которого совершило техническую революцию в советском самолетостроении. После Ту-4 Андрей Николаевич занимался созданием самолетов с газотурбинными двигателями и околозвуковыми скоростями полета. Тогда были созданы Ту-12, Ту-14, Ту-82 и Ту-16.
Стратегический реактивный бомбардировщик-ракетоносец Ту-16
Туполев А.Н. занимался не только военной турбореактивной техникой. На этой «благоприятной почве» он обнаружил потенциал для разработки пассажирской реактивной авиации. В 1955 году был совершен первый полет реактивного пассажирского лайнера Ту-104, а с 1956 года на нем уже совершались регулярные пассажирские перевозки.
Конструкторское бюро А.Н. Туполева в 1956-1957 годах паралельно занималось разработкой беспилотных летательных аппаратов. Тогда были разработаны крылатые ракеты, зенитные управляемые ракеты и беспилотные разведчики.
В 1957 году Андрея Николаевича назначают генеральным конструктором завода №156, а в 1965 году - генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.
Среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-154
Межконтинентальный лайнер с турбовинтовыми двигателями Ту-114, разработанный под руководством Туполева А.Н. в 1957 году, намного опережал свое время.
За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Туполев Андрей Николаевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
В период с 1962 по 1968 года созданы первый советский ближнемагистральный реактивный пассажирский самолет Ту-124, ближнемагистральный самолет Ту-134, первым получивший сертификат летной годности по международным нормам, среднемагистральный самолет Ту-154 и сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144.
Под руководством Туполева А.Н. спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около30 выдающихся перелётов. Андрей Николаевич создатель мощной школы отечественного авиастроения, из которой вышли десятки выдающихся конструкторов.
За исключительные заслуги в развитии авиационной науки и советского самолетостроения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1972 года Туполев Андрей Николаевич награждён третьей золотой медалью «Серп и Молот».
Туполев А.Н.
Андрей Николаевич за выдающиеся заслуги в создании авиационной техники был награждён: 8 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды, «Знаком Почёта» и различными медалями.
Туполев А.Н. лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий 1-й степени, Государственной премии СССР, премий Н.Е.Жуковского АН СССР и Леонардо да Винчи.
Скончался Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Памятник на могиле Андрея Николаевича Туполева
Имя Туполева А.Н. носят улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Донецке, Киеве, Праге, Братиславе, Омске, Улан-Удэ, Ульяновске, Твери, Кривом Роге, Жуковском, Кимрах, Тюмени, Тольятти, проспект в Авиагородке Домодедова, Амстердаме, а также Авиационный научно-технический комплекс в Москве (является продолжателем традиций легендарного ОКБ А.Н.Туполева), Казанский авиационный институт и остров в Обской губе Карского моря.
Мемориальная доска в честь Туполева А.Н. на здании МГТУ им. Н.Э.Баумана
Андрей Николаевич является почётным гражданином Парижа, Нью-Йорка, а также города Жуковский Московской области.
Советник РАРАН
В.В. Истомин