17 ноября 1853 года состоялся первый в истории бой паровых кораблей между русским пароходофрегатом «Владимир» и турецким пароходом «Перваз-Бахри».
К середине XIX века парусные флота становились менее полезными, ведь на их смену пришли паровые корабли с бронированным корпусом, винтовыми движителями и мощным артиллерийским вооружением, таким образом сформировался тип военного парохода «крейсерского ранга», получивший название «пароходофрегат».
Бой пароходофрегата «Владимир» с турецким «Перваз-Бахри». Картина А. П. Боголюбова
Пароходофрегат это боевой корабль начального периода парового судостроения с колёсными движителями. Резервным средством движения являлись паруса. Предназначался для огневого содействия сухопутным войскам в прибрежных районах, ведения разведки, буксировки и перешвартовки парусных кораблей в безветренную погоду. В мирное время использовался как транспортный и буксирный пароход прибрежного плавания.
Начало Крымской войны, объявленной Турицей 15 октября 1853 года, требовало от Черноморского флота активности у берегов Турции, чтобы нарушить воинские перевозки противника, снабжавшие армию в Закавказье. Тогда у Россиии на счету было 7 паровых кораблей, в то время как у коалиции противника их было в разы больше. Отряд пароходофрегатов, флагманским кораблем которого являлся 11-пушечный флагманский пароходофрегат «Владимир», располагался в юго-западном секторе Черного моря.
Пароходофрегат «Владимир» был построен в Англии в 1848 году. При создании данного корабля применялись передовые технологии в области усиления корпуса, модернизации оружия, механизмов и оборудования. Его вооружение включало артиллерию и английские 10-дюймовые бомбические орудия. Первым его командиром стал капитан-лейтенант Аркас Н.А., которого вскоре сменил капитан-лейтенант Бутаков Г.И.
Пароходофрегат «Владимир»
В начале ноября 1853 года пароходофрегат «Владимир» направлялся к анаталийскому побережью Турции, где располагалась парусная эскадра Нахимова П.С. Утром 5 ноября в районе Пендераклии сигнальщиками был обнаружен корабль, принятый за дружественный, и дым. Фрегат повернул в его сторону и последовал за ним. При сближении оказалось, что обнаружен 10-пушечный турецко-египетский пароход «Перваз-Бахри» («Владыка морей»), который сначала пытался уйти, но затем повернул в сторону «Владимира» и поднял турецкий флаг.
После сближения с противником на пушечный выстрел «Владимир» вступил в бой, и турки ответили орудийным огнем на выстрелы русского пароходфрегата. В ходе боя капитан-лейтенант Бутаков Г.И. определил, что турецкий фрегат не имеет орудий в кормовой части и имел скорость ниже, чем у русского парохода. Эти наблюдения позволили ему постоянно держать свой корабль со стороны кормы противника, чтобы избегать бортового огня «Владыки морей» и при этом наносить удары собственной артиллерией. Когда турецкий пароход пытался уйти от продольных залпов, чтобы ввести в бой свою артиллерию, со стороны российского командования следовал приказ о повороте в ту же сторону. Это позволило громить противника своими бортовыми орудиями. Разрушения на турецком пароходе были значительнее по сравнению с нанесенными ими «Владимиру».
Бой начинал затягиваться. Понимая это, Бутаков Г.И. приказал сблизится с турецким «Владыкой морей» на дистанцию около 100 метров, чтобы открыть по нему огонь из всех бортовых орудий картечью. Турки начали нести большие потери и получать огромные повреждение. Из-за этого «Перваз-Бахри» спустил флаг и капитулировал.
Рисунок парахода «Перваз-Бахри» после буксировки в Севастополь
Данный бой был записан в историю как первый пароходный бой, в котором Черноморский флот одержал сокрушительную победу. Со стороны турков были убиты около 60 человек, а их фрегат очень сильно поврежден, из-за чего его транспортировка в Севастополь вызвала затруднения. Потери русского экипажа в свою очередь составили всего 2 человека.
Г. И. Бутаков
По окончании Крымской войны Бутаков Г.И. написал работу под названием «Новые основания пароходной тактики», в которой обобщил опыт использования пароходофрегатов. Этот труд стал основополагающим документом для моряков Российского флота при использовании паровых и броненосных судов в боевых условиях.
Советник РАРАН
В.В. Истомин