15 ноября 1988 года с космодрома Байконур при помощи универсальной ракетно-транспортной системы «Энергия» был совершен первый запуск орбитального корабля многоразового использования «Буран».
В 1972 году США объявило о начале разработки программы «Space Shuttle», которая подразумевала создание многоразового транспортного корабля («челнока»). Данная программа была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челнока в год. Челнок должен был выводить на околоземную орбиту около 29 тонн и мог спускать с орбиты груз до 14,5 тонн. Вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в США, даже не достигал 150 тонн в год, а тут задумывалось в 12 раз больше; ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 тонн в год. Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы, она имела явное целевое военное назначение.
«Буран» на стартовой площадке
В СССР возникли опасения об использовании таких челноков как потенциальных средств доставки ядерного оружия, базирующихся на военных орбитальных станциях в постоянной готовности к нанесению удара.
Полноразмерный испытательный стенд «Бурана»
В апреле 1973 года в Комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам (ВПК) с привлечением головных институтов (ЦНИИМаш (ныне - Центральный научно-исследовательский институт машиностроения», головной научно-исследовательский институт Госкорпорации «Роскосмос»), НИИТП (ныне - Исследовательский центр имени М. В. Келдыша), ЦАГИ (ныне - Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского), ВИАМ (ныне - Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»), 50 ЦНИИ МО РФ и 30 ЦНИИ МО РФ) был разработан и разослан на рассмотрение и согласование в Министерство общего машиностроения СССР, Министерство авиационной промышленности СССР и МО СССР, а также ряд других смежных министерств проект Решения ВПК по проблемам, связанным с созданием многоразовой космической системы.
В 1975 году Главное разведывательное управление получило чертежи и фотографии, касающиеся программы «Space Shuttle». Данные материалы сразу же были подвергнуты экспертизе на военную составляющую. Советские эксперты заключили, что будущий корабль может использоваться как носитель ядерных боеприпасов, а также атаковать СССР практически из любой точки околоземного пространства. При этом «шаттл» мог оставаться незамеченным для советских средств предупреждения о ракетном нападении. Но также существовала опасность, что он может использоваться для инспектирования и захвата советской космической техники (спутников и орбитальных станций). Все эти обстоятельства побудили СССР разработать систему «Буран» в качестве ответной меры.
Ракетно-космическая система «Энергия» с кораблём многоразового использования «Буран»
Тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы выдано Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утверждено Министром обороны СССР 8 ноября 1976 года. В том же году головным разработчиком корабля стало специально созданное НПО «Молния», новое объединение возглавил Глеб Лозино-Лозинский (один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и двух Сталинских премий). В проекте «Буран» были задействованы лучшие научные умы со всего СССР, 1246 предприятий и 86 министерств и ведомств.
Работу над «Бураном» позволили ускорить наработки советских конструкторов, которые велись еще в 1960-х годах в рамках проекта «Спираль», предполагавшего создание орбитального самолета.
Первоначальная концепция практически полностью копировала американский «шаттл». В задней части было размещено три маршевых двигателя на кислороде и водороде, а также два двигателя для орбитальных маневров. Такая концепция ограничивала возможности посадки корабля, который мог приземлиться только на ограниченное количество аэродромов. Эта концепция имела индекс ОС-120. В варианте ОК-92 предполагалось переместить маршевые двигатели на ракету-носитель, а на их место поставить два воздушно-реактивных двигателя, которые обеспечивали атмосферный полет.
Принципиальная схема «Бурана»
К 1977 году был подготовлен технический проект «Бурана», а к 1980 году началось строительство первого прототипа космического корабля, которое завершилось в течение 4 лет.
Также для посадок «Бурана» был специально построен аэродром «Юбилейный» на Байконуре с усиленной взлётно-посадочной полосой (ВПП), кроме того, были подготовлены два запасных аэродрома: «Западный запасной аэродром» - аэропорт Симферополь в Крыму, «Восточный запасной аэродром» - военный аэродром Хороль в Приморском крае.
На этих трёх аэродромах (и в их районах) были развёрнуты комплексы радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел» для обеспечения штатной посадки «Бурана» (в автоматическом и ручном режиме).
С целью обеспечения готовности к вынужденной посадке «Бурана» (в ручном режиме) построены или усилены ВПП ещё на четырнадцати аэродромах, в том числе на Кубе и Ливии.
Полет «Бурана» и Ан-225 «Мрия»
В длину «Буран» был 36,4 метра, имел размах крыльев 24 метров, а высоту на шасси 16,5 метров. Максимальная стартовая масса составляла 105 тонн, при этом масса полезного груза была 30 тонн, а масса возвращаемого с орбиты груза не более 20 тонн. «Буран» предполагалось использовать не только для перевозки экипажей космических станций или возвращения на Землю отработавших спутников, но и в военных целях.
В 1984-1988 годах в ОКБ им. О. К. Антонова был сконструирован и построен Киевским авиационным производственным объединением самолет большой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия», предназначенный для транспортировки орбитального корабля к месту старта и с запасных аэродромов после посадки.
Задача по созданию «Бурана» требовала решения сложнейших технических вопросов. К концу 1984 года был готов первый макетный образец, год спустя совершен запуск самолёта-аналога «Бурана», а в 1987 году испытана ракета «Энергия».
К 1988 году завершились все испытания и подготовки инфраструктуры полета. Первоначально полет должен был быть совершен 29 октября, но из-за проблем, которые обнаружила автоматика, дату перенесли.
15 ноября 1988 года состоялся запуск «Бурана», не смотря на сильный ветер и туман. Старт ракеты и вывод ракетоплана на расчётную орбиту прошли в штатном режиме. За 205 минут полета «Буран» совершил два оборота вокруг Земли.
«Буран» после приземления
Наиболее волнующим всех вопросом была посадка, которая должна была пройти в полностью автоматическом режиме, пилотов не было. При посадке автоматика получила данные о порывистом ветре с наземных станций, из-за чего произошла неожиданная смена траектории, которая напугала всех наблюдателей. На протяжении всего финального этапа полёта корабль сопровождал МиГ-25ПУ-СОТН (самолет оптико-волоконного наблюдения), который «служил» для разработки и уточнения алгоритмов управления траекторией «Бурана» во время полета на высотах ниже 20 километров, регистрации параметров аппаратуры автоматического управления, испытания бортовой телевизионной аппаратуры, а также для подготовки экипажей «Бурана».
МиГ-25ПУ-СОТН во время посадки «Бурана»
«Буран» стал первым в истории орбитальным кораблем, который успешно выполнил приземление в автоматическом режиме. Предполагалось, что корабль станет альтернативой дорогостоящим одноразовым запускам, но, к сожалению, в 1992 году из-за нехватки финансов программу закрыли. Всего был запущен один корабль, но даже этого хватило, чтобы технологии, созданные для «Бурана», использовались в сферах от авиации и машиностроения до сельского хозяйства.
Советник РАРАН
В.В. Истомин