Николай Дмитриевич Хохлов родился 3 декабря 1918 года в селе Садки Московской области (ныне - Чеховский район Московской области), успешно завершил обучение в школе, окончив 10 классов.
В 1941 году Николай Дмитриевич закончил Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана (ныне - МГТУ им. Н.Э. Баумана), по специальности инженер-механик «Металлорежущих станков».
На протяжении последующих десяти лет Хохлов Н.Д. занимал различные должности, начиная от конструктора и заканчивая начальником цеха на заводе № 8 Министерства вооружений СССР (в годы Великой Отечественной войны завод занимался ремонтом поступающего с фронта оружия, производил серийный выпуск 25-мм автоматической зенитной пушки, в 1942 году вошел во вновь созданный завод №88), который был расположен в подмосковных Подлипках.
Николай Дмитриевич Хохлов
С 1951 года Николай Дмитриевич работал начальником отдела в Главном Управлении Министерства вооружений СССР, а годом позже стал главным инженером на заводе № 88 Министерства вооружений СССР (ныне - ПАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва»), который также находился в подмосковных Подлипках (ныне - город Королёв, Московской области).
Хохлов Н.Д. с конца 1952 года девять лет работал в должности главного технолога, а затем четыре года - главный инженер и заместитель директора завода № 586 (до последнего времени - Государственное предприятие «Производственное объединение «Южный машиностроительный завод» имени А.М. Макарова» в городе Днепропетровске).
Баллистическая ракета Р-2
Николай Дмитриевич был активным участником проектов, связанных с разработкой и сборкой первых отечественных баллистических ракет дальнего действия: Р-2, Р-5М с ядерными боеголовками, Р-12 для боевого применения, Р-15 для морского базирования, Р-16 с использованием высококипящих компонентов топлива, Р-12У и Р-14 и на базе вышеперечисленных баллистических ракет космических ракет-носителей для запуска искусственных спутников Земли. Также Хохлов Н.Д. внес большой вклад в создание таких беспилотных и пилотируемых космических кораблей как «Восход», «Союз», кораблей в рамках лунных программ СССР, но особо нужно отметить его вклад в создание «Востока».
«Восток» был первым в мире пилотируемым космическим кораблем, благодаря которому получена возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, отработать функционирование основных систем и принципов строительства космических кораблей.
В 1961 году Николаю Дмитриевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда за выдающийся вклад в разработку ракетной техники и обеспечение успешного полета человека в космос.
Один из спутников серии «Космос»
Заслуженная награда придала дополнительный импульс в работе Хохлову Н.Д., а его завод уверенно продолжал работы по двум направлениям - выпуску и испытания боевых ракет наземного базирования с ядерными зарядами и дальнейшему созданию на их основе космических ракет-носителей для запуска спутников серии «Космос», а также пилотируемых космических кораблей.
Только за 1962 год было запущено 12 спутников, которые выполняли военные, технологические, научные, медицинские и прочие испытания и исследования. Запуски осуществлялись как с космодрома Байконур, так и с Плесецка. Академик АН СССР А.А. Благонравов отметил в статье в газете «Известия» 1962 года, что серия запусков «Космос» представляет лишь первоначальный этап в разработке и выводе на орбиту пилотируемых спутников, фактически являющихся орбитальными космическими станциями.
Николай Дмитриевич в 1965 году был назначен заместителем Министра общего машиностроения СССР (министерство объединяло и координировало работу огромного количества предприятий и научных организаций, связанных с производством ракетного вооружения и ракетно-космической техники) и занимал эту должность практически 20 лет.
Бывшее здание Министерства общего машиностроения СССР
В рамках своей деятельности Хохлов Н.Д. уделял значительное внимание разработке космических аппаратов, созданию многочисленных искусственных спутников Земли различного назначения, а также рассматривал возможности переориентации производства предприятий отрасли на выпуск гражданской продукции
С 1984 по 1996 год Хохлов Н.Д. занимал должности в НИИ технологии машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (в настоящее время - ФГУП «НПО «Техномаш») в Москве, работая как ведущий инженер по отрасли и ведущий инженер-технолог.
Под руководством Николая Дмитриевича были разработаны материалы для Генеральной схемы развития и размещения производственных мощностей в отрасли, проводились прогнозные исследования, и разработан ряд стандартов для предприятий, касающихся прогнозирования.
Хохлов Н.Д. был ответственным исполнителем в формировании перспективных планов развития технологий в ракетно-космической отрасли.
Значимыми научными работами Николая Дмитриевича были такие публикация как: «О путях решения технологических проблем при создании ракетно-космической техники в конструкторских бюро С.П. Королева, М.К. Янгеля, В.Н. Челомея» и «Основы направления развития отрасли в части технологии».
Памятник на могиле Николая Дмитриевича Хохлова
С 1996 года Николай Дмитриевич Хохлов на заслуженной пенсии.
Хохлов Н.Д. за заслуги перед Родиной был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР и удостоен Ленинской премии.
Николай Дмитриевич умер 30 ноября 1999 и похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Советник РАРАН
В.В. Истомин