Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии (ныне - Переславский район, Ярославская область) в крестьянской семье.
Его отцу, пришлось заниматься отхожими промыслами (временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, крестьяне уходили из села или деревни) и во время одной из таких работ он надорвался и умер через семь лет после рождения Михаила Ильича.
Михаил Ильич Кошкин
Мать Кошкина М.И. из-за бедности вынуждена была постоянно искать заработок, а он сам, закончив лишь три класса церковно-приходской школы в возрасте десяти лет, отправился в Москву. Там, Михаил Ильич, устроился на кондитерскую фабрику и за восемь лет упорного труда прошёл путь от ученика пекаря до рабочего, занимающегося обслуживанием карамельных автоматов.
Зимой 1917 года, во время Первой мировой войны Кошкина М.И. призвали в царскую армию, и он оказался на Западном фронте в составе 58-го пехотного полка. Летом того же года Михаил Ильич получил ранение, после чего отправился на лечение в Москву и был демобилизован.
Во время стычек в Москве с юнкерами Михаил Ильич перешел на сторону большевиков и в апреле 1918 года он примкнул к Красной Армии добровольцем. Для Кошкина М.И. Октябрьская революция стала ключевым моментом, серьезно повлиявшим на его жизнь.
Позже Михаил Ильич пошел служить в сформированный в Москве железнодорожный отряд Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и принимал активное участие в сражениях на фронтах Гражданской войны (в отражении военной интервенции со стороны иностранных государств на различных участках фронта в России).
В рядах 3-го железнодорожного батальона, Кошкин М.И., впервые знакомится с бронетехникой - бронепоездами РККА и английскими танкам «Рикардо» Mark V.
Танк Т-28
В 1919 году, на Северном фронте, Михаил Ильич вступил в РКП(б) - (Российскую коммунистическую партию большевиков) и был избран секретарем партийной ячейки 3-й железнодорожной бригады.
Спустя год Кошкин М.И. заболел тифом и после выздоровления в составе 3-й железнодорожной бригады занимался восстановлением железнодорожных путей и мостов. Но уже летом 1921 года бригаду расформировали и Михаил Ильич закончил службу в рядах РККА.
В том же году Михаил Ильич с отличием окончил военно-политические курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. Во время учёбы лично познакомился с С.М. Кировым (советский государственный и политический деятель) и Г.К. Орджоникидзе (один из высших руководителей ВКП(б) и народный комиссар тяжёлой промышленности СССР).
Танк А-20
Окончив университет Кошкин М.И., работал на кондитерской фабрике в городе Вятка (ныне - город Киров). Затем перешел на партийную работу - заведующим агитпропотделом 2-го райкома партии, заведующим губернской совпартшколой, заведующим агитпропотделом Вятского губкома партии.
Кошкина М.И. ожидала успешная партийная карьера, но он неожиданно для многих принял решение идти по другому пути. Он обратился к руководству партии с просьбой о помощи в получении технического образования. В 1929 году Михаила Ильича направили в Ленинград, где он начал обучение в политехническом институте (кафедра «Автомобили и тракторы»), который успешно окончил в 1934 году.
Именно в рамках учебы в Ленинградском политехническом институте Михаил Ильич определил свои научные интересы, сосредоточившись на танкостроении - области, весьма востребованной в то время для страны. Следует отметить, что до 1929 года в СССР практически не существовало танковой промышленности. Правительство страны осознавало необходимость оперативно наладить производство современных танков для обеспечения национальной безопасности.
Танк А-32
Кошкин М.И. выполнял преддипломную практику на одном из ленинградских заводов в опытно-конструкторском бюро, специализирующемся на проектировании танков. Его увлечение этой работой было настолько сильным, что он решил обратиться к Кирову С.М. с просьбой о возможности вернуться в конструкторское бюро и заняться проектированием танков. Начав с должности рядового конструктора, он постепенно продвигался по карьерной лестнице и достиг позиции заместителя начальника конструкторского бюро.
В это время бюро занималось разработкой танков Т-29 и Т-46-1, модернизированных версий серийных моделей Т-28 и Т-26, соответственно. Эти модификации предполагали перевод танков на колесно-гусеничный ход. Несмотря на успешное проведение работ, танки оказались неперспективными из-за своей чрезмерной сложности и высокой стоимости, что препятствовало их серийному производству.
11 апреля 1936 года Михаил Ильич, в числе других конструкторов, «за отличную работу в области машиностроения» был награждён орденом Красной Звезды.
Осенью 1937 года Харьковскому заводу имени Коминтерна Наркомата оборонной промышленности была поручена разработка нового колесно-гусеничного танка, который получил название А-20 по проекту Кошкина М.И., занимавшего на тот момент должность главного конструктора танкового КБ этого завода.
Танк Т-34
Однако сам Михаил Ильич не был удовлетворен созданным проектом. Он утверждал, что колесная техника хороша на дорогах, но неэффективна на поле боя. По его мнению, идеальный танк должен быть скоростным, иметь высокую проходимость, крепкую броню и большую ударную мощь.
Вместе с колесно-гусеничной моделью А-20, Кошкин М.И. разработал гусеничный танк под названием А-32. Оба проекта были представлены в Москве высшему руководству. Военные не оценили гусеничную инициативу Михаила Ильича, однако вмешался Сталин, и Харьковскому заводу было поручено создать и протестировать обе модели.
Группа, возглавляемая Кошкиным М.И. работала быстро: были усилены броневая защита, вооружение и проведены другие доработки согласно замечаниям гос.комиссии. Первые прототипы танков, А-20 и А-32, были протестированы осенью 1939 года и показали значительное улучшение по сравнению с предыдущими моделями. Однако окончательное решение о принятии машины в производство отложили до советско-финской войны 1939-1940 годов.
Гусеничный вариант, предложенный Кошкиным М.И., продемонстрировал явное преимущество в реальных боевых условиях. После этого танк был усовершенствован: увеличена броня до 45 мм и установлена 76-миллиметровая пушка. Этот улучшенный вариант получил название Т-34.
Михаил Ильич Кошкин
Близкий друг Михаила Ильича В.А. Васильев, который работал под его руководством в группе проектировщиков, где рождался Т-34, говорил: «Кошкин М.И. - человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели - создать принципиально новый, небывалый в мире танк».
В феврале 1940 года были изготовлены первые два танка Т-34, и начались испытания. Для представления перед правительством 17 марта в Москве требовалось пройти не менее 3000 км. Не имея времени на испытания, Михаил Ильич решил лично привезти танки в Москву. Это было рискованным решением из-за секретности техники и возможных проблем в пути. Тем не менее, это предоставило уникальную возможность проверить танки в экстремальных условиях и выявить их сильные и слабые стороны.
Различные образцы Т-34
Часть пути Кошкин М.И. лично управлял танками, двигаясь по маршруту, исключающему общественные дороги для сохранения секретности. На пути пришлось решать множество проблем и производить настройки из-за сложных условий, включая заснеженные леса и поля.
17 марта 1940 года два Т-34 доехали до Москвы и были представлены перед комиссией во главе со Сталиным И.В. Показ оказался успешным: танки проехали по Ивановской площади Кремля, демонстрируя высокую скорость и маневренность.
Сталин И.В. восхитился ими и назвал Т-34 «первой ласточкой» советских автобронетанковых войск, приказав начать серийное производство. Оба танка прошли испытания на полигоне в Подмосковной Кубинке, успешно выдержав контрольный обстрел и продемонстрировав высокий уровень защищенности.
Необходимо было пройти еще 3000 километров для полного пробега опытных моделей Т-34 перед началом серийного производства. Несмотря на заметное ухудшение здоровья Михаил Ильич, замеченное даже в Кремле, он решил лично возглавить колонну для обратного пути в Харьков.
Под Орлом один из танков застрял в болоте, и Кошкин М.И. лично помогал его вытащить, оказавшись в холодной воде. Уже едва выздоровев после первой простуды, конструктор сильно промок и переохладился. Это привело к серьезным осложнениям. По возвращению в Харьков Михаил Ильич был госпитализирован, его состояние ухудшалось.
Кошкин М.И., несмотря на серьезное заболевание, руководил работами по доработке и организации серийного производства танка Т-34. Продолжая работу на заводе, состояние Михаила Ильича ухудшилось настолько, что потребовалась помощь медиков из Москвы. Кошкину М.И. пришлось удалить легкое, после чего его направили на лечение в санаторий «Занки» под Харьковом. Врачи диагностировали у него серьезную форму пневмонии.
26 сентября 1940 года Михаила Ильича Кошкина не стало. Ему был всего 41 год.
Кошкин М.И. был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодежный парк). 10 апреля 1942 года конструктору Михаилу Кошкину посмертно была присуждена Сталинская премия за разработку танка Т-34.
«Тридцатьчетверка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение - ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным» (И.С. Конев).
Памятник Михаилу Ильичу Кошкину
Памятник Кошкину М.И. установлен в центре его родной деревни Брынчаги Ярославской области. В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица.
Указом Президента СССР от 4 октября 1990 года за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание танка Т-34 Кошкину Михаилу Ильичу посмертно присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Советник РАРАН
В.В. Истомин