7 января 2024 г. исполняется 185 лет со дня рождения российского военного деятеля, ученого-артиллериста, конструктора, заслуженного профессора Михайловской артиллерийской академии, генерал-лейтенанта от артиллерии М.К. Тахтарева.
Михаил Константинович родился 7 января 1839 года в Саратовской губернии. Родом из дворян.
В 1849-1855 гг. М.К. Тахтарев учился в Воронежском Михайловском кадетском корпусе, в 1858 г. окончил Константиновский кадетский корпус, а в 1860 г. - Михайловскую военную артиллерийскую академию.
М.К. Тахтарев
С 1860 г. - репетитор Михайловского артиллерийского училища, а с 1866 г. - преподаватель того же училища. С 1867 г. по 1878 гг. - штатный преподаватель Михайловского артиллерийского училища и Михайловской военной артиллерийской академии. В этот же период, с 1871 г. по 1876 г. - делопроизводитель Главного артиллерийского управления.
В 1879 г. М.К. Тахтареву присвоено почётное учёное звание - заслуженный профессор Михайловской военной артиллерийской академии. Одновременно, до 1885 г., служил инженер-механиком Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления.
С 1883 г. - генерал-майор, а с 1893 г. - генерал-лейтенант.
С 1895 г. Михаил Константинович - почётный член конференции Михайловской военной артиллерийской академии. Одновременно являлся совещательным членом Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления.
С 1913 г. - в отставке с производством в генералы от артиллерии.
Михаил Константинович является одним из создателей переносной железной дороги, используемой для нужд отечественной крепостной артиллерии.
Уже в 1880-е годы стало очевидным, что существующих в Российской империи железных дорог для ведения боевых действий недостаточно. Кроме того, в больших крепостях часто возникала потребность перемещения с места на место тяжеловесных грузов (например, казематной артиллерии). Для этих целей стали использовать переносные железные дороги.
В России переносные железные дороги подразделялись на два типа по именам их создателей: Дольберг-Яловецкого и М.К. Тахтарева.
Обе переносные железные дороги (Тахтарева и Яловецкого) в 1889 г. подверглись серьёзным испытаниям, в результате которого предпочтение было отдано системе генерал-лейтенанта М.К. Тахтарева как наиболее отвечающей требованиям артиллеристов.
Переносная железная дорога М.К. Тахтарева получила наибольшее распространение и использовалась для перевозки грузов до 560 пудов (чуть более 9 т). Её преимуществами считались: использование металлических (а не деревянных) шпал; увеличение ширины пути. Она могла использоваться для перевозки грузов до 560 пудов (чуть более 9 т). Кроме того, простота укладки конструкции (при минимальном количестве земляных работ) позволяла возводить участки дороги длиной 200-300 м в час.
Переносные железные дороги Тахтарева в мирное время хранились в специальных парках в разобранном состоянии. При этом для буксировки вагонеток могла использоваться как паровая тяга, так и конные упряжки. На небольшие расстояния вагонетки могли толкать и солдаты.
В ходе повторных испытаний в 1893 г. было выявлено, что метровая колея излишне громоздка. Поэтому уже в 1896 г. на Люблинском железнодорожном опытном полигоне под руководством генерал-лейтенанта И.А. Боголюбова были проведены успешные испытания железной дороги системы Тахтарева с шириной колеи 750 мм.
В 1906 г. специальная комиссия при Управлении военных сообщений Главного управления Генерального штаба утвердила данный единый стандарт колеи для всех российских военно-полевых железных дорог.
Наряду со стационарными военно-полевыми железными дорогами, дороги Тахтарева широко использовались во время Первой мировой войны и некоторое время после неё.
Переносная железная дорога Тахтарева
М.К. Тахтарев умер 11 марта 1917 г. в г. Петрограде (ныне - г. Санкт-Петербург), похоронен на Большеохтинском кладбище. В Санкт-Петербурге сохранился дом-особняк М.К. Тахтарева (Институтский проспект, номер 18).
Награждён орденом святого Станислава II степени (1871), Императорской короной к ордену святого Станислава II степени (1873), орденом Святой Анны II степени (1878), орденом святого Владимира IV степени (1880), орденом святого Станислава I степени (1890), орденом Святой Анны I степени (1895), орденом святого Владимира II степени (1900), орденом Белого орла (1904) и орденом святого Александра Невского (1908).
Советник РАРАН С. Лавренов