Михаил Владимирович Викторов 24 декабря (5 января 1894) - 1 августа 1938 года) - советский военно-морской деятель, командующий Балтийским, Черноморским, Тихоокеанскими флотами, морскими силами РККА, Флагман флота 1-го ранга.
Внук унтер-офицера, сын поручика 11-го Гренадерского Фанагорийского полка, расквартированного в Ярославле, Владимира Каллиновича Викторова.
В 1910 году Михаил окончил Ярославский кадетский корпус, через три года - Морской. Туда его, сугубо сухопутного человека, потянуло не море, а старший брат Николай, уже поступивший в Морской корпус и расхваливавший преимущества морской службы перед службой в пехоте.
Перед выпуском он получает унтер-офицерские нашивки и право ношения золотого знака об окончании корпуса. В октябре 1913 года мичмана Викторова зачисляют в 1-й Балтийский флотский экипаж на эскадренный миноносец «Крепкий» 1-й минной дивизии.
Так началась его 25-летняя флотская служба, трагически закончившаяся в 1938 году. Первую мировую войну мичман Викторов встретил в должности вахтенного начальника на эсминце «Мощный».
В ноябре 1915 года «за самоотвержение, мужество, а также за успешные труды в обстановке военного времени» приказом командующего Флотом Балтийского моря адмирала Эссена Н.О. Викторов награждается орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом.
В июле 1916 года высочайшим приказом по флоту и морскому ведомству его производят в лейтенанты, а в декабре он получает орден Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом.
Из-за острой необходимости в специалистах, лейтенанта Викторова направили на обучение в Минный офицерский класс, затем в Штурманский, который он окончил уже после Февральской революции. Циркуляром Главного Морского штаба Викторов был зачислен в штурманские офицеры 2-го разряда на линейный корабль «Гражданин» (бывший «Цесаревич»).
Вторым штурманом он не пробыл и месяца, как его назначили старшим штурманским офицером корабля. В этой должности он участвовал в Моонзундской оборонительной операции по отражению попыток германского флота прорваться в Финский залив, в бою у Куйвасто 4(17) октября. В ходе Моонзундской операции, балтийцы, героически сражаясь с превосходившими силами германского флота, уничтожили 12 эсминцев и миноносцев, несколько тральщиков противника, часть из которых подорвалась на минах, несколько германских кораблей получили значительные повреждения, после которых на долго выбыли из строя. К сожалению, русский флот получил урон: были потеряны линкор «Слава» и эсминец «Гром», получили повреждения линкор «Гражданин» и ещё 6 кораблей.
Пока русские морские силы Рижского залива вели бои в районе Моонзундского архипелага, в Петрограде назревали революционные события, вылившиеся в Октябрьское вооружённое восстание, и 25 октября (7 ноября) Военно-революционный комитет Петроградского совета опубликовал воззвание «К гражданам России!», в котором сообщал о взятии власти в свои руки. Надо сказать, что Михаил Владимирович спокойно воспринял обе революции: как Февральскую, так и Октябрьскую, без колебаний перейдя на сторону советской власти.
В январе 1918 года он получил должность первого помощника командира линкора «Гражданин», а в ноябре - старшего штурмана и первого помощника командира крейсера «Олег», участвовал в Ледовом походе Балтийского флота, высадке десанта под Нарвой, в подавлении контрреволюционного выступления на фортах Красная Горка и Серая Лошадь. В ходе операции против фортов 18 июня 1919 года крейсер «Олег», стоявший на якоре у маяка Толбухина, был атакован английским торпедным катером СМВ 4 под командованием коммандера Эгара и через 12 минут после попадания торпеды лёг на грунт левым бортом. Благодаря грамотным действиям командира крейсера Н.Г. Милашевича и его первого помощника М.В. Викторова серьёзных жертв удалось избежать: погибли лишь четыре моряка и восемь получили ранения; остальные члены экипажа были подняты на борт эсминцев «Всадник» и «Гайдамак», находившихся в эту ночь в охранении крейсера.
После гибели «Олега» М.В. Викторов был назначен командиром эскадренного миноносца «Всадник», который в октябре 1919 года прикрывал подходы к Петрограду у устья дамбы Морского канала, а в ноябре обеспечивал охрану тральщиков «Запал» и «№ 24», производивших очистку от мин входных фарватеров к Кронштадту. В ходе боевого траления корабли подверглись атаке английских гидросамолётов, но огнём артиллерии «Всадника» и форта Передовой они были отогнаны.
В конце 1919 года М.В. Викторов получил в командование линкор «Андрей Первозванный», но вскоре был назначен первым помощником, а затем и командиром линкора «Гангут», находившегося в ремонте в Петрограде.
Линейные корабли типа «Гангут», класса «Севастополь» заказаны в рамках «малой» судостроительной программы, одобренной в апреле 1907 года Николаем II и известной как «распределение ассигнований на судостроение» (на 1907-1911 гг.). Проект Балтийского судостроительного завода. Разработан при активном участии академика А.Н. Крылова и профессора Морской академии И.Г. Бубнова. Английская фирма «D. Brown» оказывала техническое содействие в разработке и постройке главных механизмов. При выдаче тактико-технического задания на проектирование линкоров Морской Генеральный штаб исходил из того, что наиболее вероятным противником России в предстоящей войне будет Германия и, следовательно, будущим театром военных действий окажется Балтийское море.
Отсюда, сравнительно невысокий надводный борт, при отсутствии полубака. Недостатками считались малая живучесть 3-х орудийных башен и несовершенная защита противоминной артиллерии. Достоинствами дредноутов класса «Севастополь» можно признать: мощное артиллерийское вооружение; броневую защиту всего надводного борта; наличие продольной противоминной переборки; приземистый и лаконичный силуэт; расположение башен главного калибра на одном уровне и их равномерное распределение по всей длине корабля; высокую скорость хода.
С июня 1924г. Михаил Владимирович назначен начальником Морских сил Черного моря. С декабря 1924 по апрель 1926гг. был начальником Гидрографического управления. С апреля 1926 по март 1932гг. вновь был назначен начальником Морских сил Балтийского моря. С марта 1932 по август 1937гг. - командующий Морскими силами Дальнего Востока (с 1935г. Тихоокеанский флот). В 1935 году присвоено звание Флагман флота 1 ранга (звание Адмирал флота в настоящее время). С 15 августа 1937г. являлся начальником и членом Военного совета ВМС РККА. В партии состоял с 1932г. Избирался кандидатом и членом ЦИК СССР. 27 марта 1938г. Снят с должности и зачислен в распоряжение командного управления РККФ.
5 мая 1938г. уволен со службы, разжалован и предан суду. Расстрелян 1 августа 1938г. Посмертно реабилитирован в 1956г. Во время службы в РККА был представлен к следующим наградам: орден Ленина, орден Красного Знамени, орден Красной Звезды.
советник РАРАН А.Н. Зыков
советник РАРАН Н.В. Агеев