Памятный День войск противовоздушной обороны был установлен на основании Указа Президента России от 31 мая 2006 г. Согласно опубликованному указу, праздничная дата выпадает на каждое второе воскресенье апреля. В Советском Союзе праздник с 1980 г. также отмечался каждое второе воскресенье апреля, но его дата была фиксированной - 11 апреля.
С 2015 г. Войска противовоздушной обороны стали официально именоваться Войсками противовоздушной и противоракетной обороны (войска ПВО-ПРО), представляя собой отдельный род войск в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации.
Вековая история противовоздушной обороны России неразрывно связана с отечественной военной историей. Первый опыт применения средств воздухоплавания (аэростатов) в военных целях и способов борьбы с ними был получен в ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. в ходе обороны Порт-Артура. В ноябре 1907 г. Артиллерийский комитет Главного артиллерийского управления принял решение приступить к разработке средств борьбы с управляемыми аэростатами.
С 1910 г. начались работы по созданию ракетного оружия, которое предполагалось использовать против воздушных целей. Такой проект предлагал, в частности, военный инженер Н. В. Герасимов. Оценив, что попадание ракеты в самолет - труднодостижимая задача, он предложил поражать не саму воздушную цель, а пространство, в котором она находится. Но в тот момент, в силу технических трудностей, эта идея не получила развития.
В 1912 г. в России была разработана первая самоходная зенитная артиллерийская установка на шасси бронированного грузового автомобиля. Ответственным был назначен офицер постоянного состава Офицерской артиллерийской школы гвардии штабс-капитан В. В. Тарнавский. Производство зенитных самоходных установок (ЗСУ) было налажено на Путиловском заводе.
Первая самоходная зенитная артиллерийская установка 76, 2-мм пушка на шасси грузового автомобиля.
Используемые таким образом 76,2-мм пушка (образца 1900 г.) и орудие аналогичного калибра системы Шнайдера (образца 1909 г.) стали лучшими зенитными средствами Русской армии в Первую мировую войну. Полевые орудия могли также монтироваться на специальных противосамолетных поворотных рамах.
Средства ПВО (пулемёт Максим) устанавливались, в том числе, и на мотоциклах с коляской.
7,62-мм пулемет «Максим» в качестве средства ПВО.
Первые штатные части противовоздушной обороны появились в России в годы Первой мировой войны. Соответственно, датой образования ПВО считается 8 декабря (25 ноября по старому стилю) 1914 г. - именно в этот день была образована система воздушной обороны Петрограда.
Уже к концу этого года подразделения ПВО сбили 19 самолетов и два дирижабля противника. Еще три самолета записали на свой счет русские летчики.
Существенный прогресс в развитии средств ПВО, с учетом опыта Первой мировой войны, был сделан в межвоенный период. В связи с необходимостью оснащения войск ПВО более мощными установками, способными обеспечить массированный огонь, известным конструктором стрелкового оружия Н.Ф. Токаревым была создана счетверённая 7.62-мм зенитная установка пулемёта Максим образца 1931 г. Она обладала не только высокой скорострельностью, но и хорошей манёвренностью.
Счетверённая установка системы Токарева - первая комплексная зенитная установка, принятая на вооружение сухопутных войск.
В феврале 1939 г. на вооружение войск ПВО был принят 12.7-мм станковый пулемёт ДШК (Дегтярёва-Шпагина, крупнокалиберный) на универсальном станке Колесникова. Для стрельбы по воздушным целям пулемёт был снабжен специальными зенитными прицелами. Первые пулемёты поступили в войска в 1940 г. В годе Великой Отечественной войны ДШК стал эффективным средством борьбы с авиацией противника, превосходя зенитно-пулемётные установки калибра 7.62-мм по дальности и высотности огня.
Зенитная установка на базе 12.7-мм станкового пулемёта ДШК.
На вооружение Красной Армии были приняты также 37-мм автоматическая зенитная пушка образца 1939 г., основной задачей которой являлась борьба с воздушными целями на дальностях до 4 км и на высотах до 3 км. В случае необходимости пушка могла успешно использоваться и для стрельбы по наземным целям, в том числе по танкам и бронемашинам.
Принятая на вооружение войск ПВО. 76-мм зенитная пушка обр. 1931 г. (3-К) обладала хорошими баллистическими характеристиками, но требовала значительного времени для перевода из походного положения в боевое (до 5 мин.). В связи, был модернизирован лафет - вместо двухколёсной повозки была разработана четырёхколесная, на которую накладывалась качающаяся часть пушки образца 1931 г.
76-мм зенитная пушка образца 1938 года - советское зенитное орудие калибра 76,2 мм, разработанное М.Н. Логиновым.
Однако самым эффективным оружием ПВО в годы войны стала 85-мм зенитная пушка образца 1939 г. 52-К. Её главным преимуществом являлась увеличенная мощность снаряда, создававшего при взрыве больший объем поражения в районе цели.
Для повышения точности стрельбы по воздушным целям батареи 85-мм зенитных пушек укомплектовались приборами управления артиллерийским зенитным огнем ПУАЗО-3, что обеспечивало, в том числе, высокие темпы ведения огня, а также возможность стрельбы по маневрирующим целям. 85-мм зенитные орудия показали свою высокую эффективность и в качестве противотанковых средств, сыграв заметную роль в обороне Москвы осенью 1941 г., а также в ходе Сталинградской битвы.
85-мм зенитная пушка образца 1939 г. 52-К.
В годы войны значительную роль в противовоздушной обороне страны сыграли женщины, проходившие службу радистами, телефонистами, разведчиками-наблюдателями частей зенитной артиллерии и постов ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи), номерами прожекторных станций, зенитных пулеметов и орудий, а также аэростатов заграждения.
Девушка-зенитчица на посту ВНОС вглядывается в тревожное небо.
Важной тенденцией в развитии советской ПВО в межвоенный период стало широкое применение истребительной авиации. Накануне Великой Отечественной войны, 19 июня 1941 г., был сформирован 6-й истребительный авиационный корпус ПВО, который отвечал за противовоздушную оборону Москвы и важных объектов Центрального промышленного района от массированных ударов немецкой авиации. На вооружении корпуса находилось около 600 истребителей различных типов. Истребители ПВО Москвы привлекались, в том числе, для выполнения разведывательных полетов и штурмовки наземных целей.
Средства противовоздушной обороны достойно выполнили поставленные перед ними задачи в ходе Великой Отечественной войны. По официальным данным, наземными средствами ПВО было сбито 21 645 самолётов, в том числе зенитными пушками калибра 76-мм и более - 4 047 самолётов, зенитными автоматами - 14 657 самолётов, зенитными пулемётами - 2 401 самолёт. Еще 4 168 самолетов уничтожила истребительная авиация.
В первые послевоенные годы средства ПВО первоначально были, по-прежнему, представлены ствольной зенитной артиллерией. Её развитие, в связи с ростом высот и скоростей полета самолетов, шло по пути увеличения калибра зенитных пушек и мощности снарядов. Основными калибрами были 57-мм, 100-мм и 130-мм. Наведение на цель орудий осуществлялось с помощью РЛС типа СОН (станция орудийного наведения).
Так, в начале 1950-х годов защиту Москвы обеспечивали 6 дивизий ПВО с орудиями 100-мм (1 728 орудий по штату).
Советская крупнокалиберная 100-мм тяжёлая буксируемая зенитная установка.
В 1952 г. было принято решение о создании единой радиолокационной системы, предназначенной для ведения разведки воздушного пространства, оповещения и радиолокационного обеспечения истребительной авиации и других родов войск. В составе Войск ПВО вместо службы ВНОС создаются Радиотехнические войска (РТВ).
Часть истребительной авиации ПВО была возвращена из ВВС в войска ПВО. Сами войска ПВО выведены из подчинения командующего артиллерией Советской Армии и объединены в самостоятельный вид Вооружённых Сил, их первым командующим стал маршал Советского Союза Л.А. Говоров.
В последующем, большой вклад, помимо Л.А. Говорова, в развитие ПВО внесли его преемники: Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов (апрель 1955-апрель 1962), маршал авиации В.А. Судец (апрель 1962-июль 1966), Маршал Советского Союза П.Ф. Батицкий (июль 1966-июль 1978), Главный маршал авиации А.И. Колдунов (июль 1978-июнь 1987), генерал армии И.М. Третьяк (июль 1987-август 1991) и др.
Тем временем, рост скоростей самолетов сделал задачу их поражения ствольной артиллерией крайне сложной. Истребительная авиация ПВО в новых условиях также не могла гарантировать надежную защиту неба.
Подобные обстоятельства обусловили активизацию работ по ракетной тематике. Первой разработанной в Советском Союзе зенитной ракетной системой (ЗРС) стала С-25 «Беркут», поступившей на вооружение войск ПВО в середине 1950-х годов и предназначенной, в первую очередь, для круговой противовоздушной обороны Москвы.
Стационарный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-25.
Комплекс С-25 позволял бороться с высокоскоростными целями в диапазоне высот от 3 до 25 км. Многоканальная РЛС предназначалась для раннего обнаружения целей и обеспечивала в своем секторе одновременный обстрел 20 целей.
В 1957 г. на вооружение был принят более совершенный комплекс С-75. В отличие от С-25, он был уже подвижным, что позволяло в короткие сроки силами ракетчиков подготовить новую позицию.
Подвижный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-75.
ЗРК средней дальности С-75 обеспечивал уничтожение воздушных целей на скоростях до 1500 км/ч в диапазоне высот от 3 до 29 км на дальностях до 22 км. Фактически один дивизион С-75 по своей эффективности мог заменить полк ствольной зенитной артиллерии.
С 1957 г. артиллерийские подразделения ПВО были переформированы в зенитно-ракетные. Мощный импульс получило производство истребителей-перехватчиков Миг-17П, Як-25, Миг-19, Як-28, Су-9 и др.
В 1961 г. на вооружение войск ПВО был принят ЗРК малого радиуса действия С-125 «Нева», предназначенный для борьбы с маловысотными пилотируемыми и беспилотными аэродинамическими целями в диапазоне высот 20-18 000 м, на дальностях 3.5-25 км.
Следующим шагом в развитии зенитной ракетной техники стало создание средств ПВО, способных вести эффективную борьбу против стратегических бомбардировщиков - носителей крылатых ракет «воздух - земля» до рубежей их пуска. Эта задача была возложена на ЗРК С-200 «Ангара» (1958 г.), принятого на вооружение войск ПВО в 1967 г.
Зенитный ракетный комплекс дальнего действия С-200 «Ангара».
В середине 1970-х годов произошёл качественный рывок в развитии средств ПВО. В 1975 г. на вооружение войск ПВО поступил ЗРК С-300 «Фаворит», положивший начало целому семейству современных зенитных ракетных комплексов, способных поражать различные цели на высотах: от 10 м до практического потолка их боевого применения для целей; на дальностях: от нескольких километров до 75-200 км.
ЗРК С-300 «Фаворит».
ЗРК С-300 «Фаворит», предназначенный для поражения баллистических и аэродинамических целей, стал первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать до шести целей и наводить по ним до двенадцати ракет.
Впервые была создана система с полной автоматизацией боевой работы: обнаружение, сопровождение, целераспределение, целеуказание, захват цели, её сопровождение, оценки результатов стрельбы - все эти задачи решались автоматически с помощью цифровых вычислительных средств. Дальнейшим развитием ЗРС С-300 стало создание С-400, принятого на вооружение в 2007 г. Этот комплекс считается одним из лучших средств противовоздушной обороны в мире.
Завершились испытания ЗРК С-500 «Прометей», который, в качестве нового поколения зенитных ракетных систем, способен раздельно и высокоэффективно решать задачи уничтожения баллистических и аэродинамических целей.
Прорывным событием в развитии средств ПВО стало также создание самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) наземного и морского базирования Панцирь С-1, принятого на вооружение в 2012 г. и предназначенного для ближнего прикрытия гражданских и военных объектов (в том числе комплексов ПВО большой дальности) от всех современных и перспективных средств воздушного нападения.
ЗРПК «Панцирь-С1».
В послевоенный период активно развивалась войсковая противовоздушная оборона. 16 августа 1958 г. приказом Министра обороны СССР наземные средства и силы войсковой ПВО были выведены из состава общевойсковой артиллерии и были объединены в самостоятельный род войск - Войска ПВО Сухопутных войск.
В 1964 г. на вооружение ПВО Сухопутных войск был принят ЗРК средней дальности «Круг», а в 1967 г. - ЗРК малой дальности «Куб», предназначенный для прикрытия танковых и мотострелковых дивизий Советской армии.
Зенитно-ракетный комплекс войсковой противовоздушной обороны (ПВО) «Куб».
С 1968 г. в Сухопутные войска стали поступать также подвижные ЗРК «Стрела-1» и компактные переносные ЗРК «Стрела-2», а в 1976 г. - зенитно-ракетный комплекс для сухопутных войск «Стрела-10». Последний предназначался для контроля воздушного пространства с помощью оптико-электронной системы и уничтожения обнаруженных воздушных целей на малых высотах.
В начале 2000-х годов в сухопутные войска поступил переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла-С» с высотой поражения до 3 500 и дальностью - 6 000 м. По оценке экспертов, этот комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей различного типа в условиях естественных и искусственных тепловых помех, превосходит все существующие в мире аналоги.
В свою очередь, зенитный ракетный комплекс малой дальности «Тор» решает задачи противовоздушной и противоракетной оборона на дивизионном уровне. Этот ЗРК может работать как в ручном, так и в автоматическом режиме. При этом система «Тор» сама контролирует обозначенное воздушное пространство и самостоятельно захватывает все воздушные цели, не опознанные системой «свой-чужой». Последняя модификация системы ЗРК «Тор-М2» стала поставляться в войска с 2016 г.
ЗРК «Тор-М2».
Новые средства ПВО, меняющееся содержание вооружённой борьбы, а также потребности и возможности страны в обеспечении надежной защиты воздушного пространства обусловили дальнейшую реорганизацию войск ПВО. До 1998 г. войска противовоздушной и противоракетной обороны оставались самостоятельным видом Вооружённых Сил. Затем они были объединены с Военно-воздушными силами (ВВС) в едином виде Вооружённых Сил - ВВС. В 2010 г. все соединения ПВО ВВС РФ были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. В 2011 г. три бригады ПВО ВВС вошли в состав нового рода войск - Войска воздушно-космической обороны (ВКО). В 2015 г. ВВС были объединены с Войсками ВКО в новом виде Вооружённых Сил - Воздушно-космические силы (ВКС), в составе которых был выделен новый род войск - Войска противовоздушной и противоракетной обороны.
По оценке российских и зарубежных экспертов, российская система ПВО в настоящее время является одной из самых мощных в мире - при этом особенно отмечается точность и мобильность российских систем ПВО.
Российская специальная военная операция на Украине выдвинула новые требования к системам противовоздушной обороны. Речь, прежде всего, идёт о дронов-камикадзе - барражирующих боеприпасов, которые стали эффективным средством поражения бронетехники живой силы.
Для борьбы с дронами используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) - в частности, «Тор-М1» и «Тор-М2». Эти ЗРК способны в автоматическом режиме сканировать воздушное пространство и самостоятельно принимать решение на открытие огня. «Тор» поражает цели на дальности от 500 метров до 16 километров, а по высоте - от 10 метров до 10 километров. Одновременно обстреливается до четырех воздушных целей.
Сэкономить дорогостоящие ракеты, используемые против малоразмерных дронов, позволят новые разработки российских конструкторов и инженеров.
Так, в ходе военной операции на Украине российские военные применяют новейший ручной комплекс борьбы с дронами «Гарпун-3», позволяющий нейтрализовать беспилотники противника электромагнитным импульсом. Активно используются также переносные комплексы радиоэлектронной борьбы «Ступор».
Еще одно перспективное направление - «противодроновые ружья» радиоэлектронной борьбы.
Переносные комплексы радиоэлектронной борьбы «Ступор».
За относительно короткий в историческом измерении период Войска Противовоздушной Обороны нашего Отечества продемонстрировали огромные достижения и успехи, обеспечив надежную защиту воздушного пространства над нашей страной. Низкий поклон им и глубокое уважение!
Нагрудный знак «Войска ПВО страны» (1975).
С праздником!
Советник РАРАН С. Лавренов